- Обзор Ил-62 и его характеристики
- Технические и летные характеристики Ил-62
- Достоинства и недостатки модели
- Стоимости моделей
- Салон
- Интересные факты
- Отличие машин с индексом «М» от ранних моделей
- Схема пассажирского салона Ил-62
- Где производился самолет?
- Аварии с участием Ил-62
- Начало
- Оснащение
- Летно – технические характеристики Ил — 62:
- Характеристики самолёта
- Чем отличается Ил-62М от базовой модели
- Кабина
- Безопасность самолета Ил-62
- Достижения и происшествия
- Конструкция
- Особенности компоновки
- История создания и эксплуатации Ил-62
- Обзор важнейших параметров Ил – 62
- О слабых сторонах авиамашины
- Конструктивные характеристики
- Модификации лайнера
- ТТХ
- Версии Ил-62
- Преимущества и недостатки
Обзор Ил-62 и его характеристики
Пассажировместимость узкофюзеляжного Ил-62 составляет от 168 до 195 человек. Все зависит от варианта компоновки салона самолета, а также от его модификации.
Обычно пассажирский салон самолета Ил-62 имеет три класса: первый, бизнес и эконом. Как показано на схеме салона, кресла первого класса расположены спереди в три ряда по четыре сиденья в каждом. Лучшими в этом случае будут сиденья, расположенные во втором ряду. Менее удачным вариантом бронирования будет первый ряд из-за его близости к туалетам и подсобным помещениям.
После первого класса есть места бизнес-класса. Как показано на рисунке, он занимает 14 кресел, расположенных в три ряда по шесть кресел в каждом. В бизнес-классе нет хороших или плохих мест.
За бизнес-классом следует салон эконом-класса. Лучшими местами здесь будут те, которые расположены в 11-м ряду (по схеме). Не бронируйте места эконом-класса, которые расположены в задней части самолета (ряды 26 и 27). Их дискомфорт в основном связан с близлежащими туалетами, которые могут доставлять массу неудобств.
Аэродинамически Ил-62 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением, стреловидным крылом, трехопорным шасси и нормальной компоновкой. Силовая установка океанского лайнера представлена 4 двигателями, расположенными в хвостовой части.
В конструкции Ил-62 есть ряд интересных особенностей, некоторые из которых впервые были использованы советскими авиаконструкторами. Так, из-за того, что у лайнера центр тяжести находится немного позади стоек шасси, в его хвостовой части имеется небольшое четвертое шасси, предназначенное для предотвращения опрокидывания пустого самолета.
Более того, сама концепция узкофюзеляжного авиалайнера с четырьмя двигателями в хвостовой части была если не революционной, то безусловно новой и одной из первых в мире. В связи с этим двигатели требовали более прочных гондол, чтобы избежать потерь двигателя в полете и под нагрузкой.
Еще одна особенность Ил-62 — отсутствие ускорительной системы (то есть системы, позволяющей без особых усилий управлять закрылками, рулями направления и элеронами лайнера). Это связано с тем, что за счет особой центровки авиалайнера, которая при взлете позволяет обойтись без небольшой площади рулей и закрылков для его центровки.
Ил-62 также является первым советским реактивным пассажирским авиалайнером, оснащенным двигателями реверсивной тяги. Это означало, что для посадки Ил-62 требовалась гораздо более короткая взлетно-посадочная полоса, и самолету не требовалась парашютная система для быстрого торможения.
Летно-технические характеристики Ил-62:
Имя | Ил-62 | Ил-62М |
Тип двигателя | НК-8-4 | Д-30КУ |
Тяга на взлете, кгс | 4×10500 | 4×11000 |
Взлетная масса, кг | 161000 | 167000 |
Количество пассажиров | 168–186 | 168–192 |
Максимальная нагрузка, кг | 23000 | 23000 |
Автономность с максимальной грузоподъемностью, км | 7550 | 8300 |
Дальность с расчетной полезной нагрузкой, км | 9200 | 10000 |
Крейсерская скорость, км / ч | 850 | 870 |
Крейсерская высота, м | 11000 | 11000 |
Разбег, м | 2930 | 2250 |
Длина хода, м | 1000 | 1000 |
Технические и летные характеристики Ил-62
Размеры авиалайнера типичны для пассажирской авиации того времени. Его длина составляет 53,12 м при высоте 12,35 м, размах крыла достигает 43,2 м, а площадь составляет 279,55 м². Нормальная взлетная масса 161 тонна Полезная нагрузка ограничена 23 тоннами.
Ил-62 получил интересные технические характеристики, достигнутые за счет установки четырех двигателей НК-8-4 тягой по 10 500 кгс каждый. Он разгоняется до 870 км / ч, но крейсерская скорость составляет 850 км / ч. Лайнер может пролететь до 7550 км с максимальной массой нагрузки, с умеренной — до 9 200 км. Практическая высота крыши ограничена 12000 м. На взлете Ил-62 потребуется разбег 2930 м, а при посадке — до 1000 м.
Достоинства и недостатки модели
Первым преимуществом самолета, которое проявилось еще до официального запуска в строй, был его класс. Ил-62 — первый межконтинентальный авиалайнер в Советском Союзе. Многие конструкторские решения, использованные при его создании, были использованы в дальнейшем при проектировании других самолетов.
Вторым преимуществом считается наличие двигателей, которые могут работать в реверсивном режиме, что дает авиалайнеру возможность приземляться на укороченных взлетно-посадочных полосах. Третье преимущество — уровень надежности, которым не могли похвастаться другие самолеты при производстве и активной эксплуатации Ил-62.
Главный недостаток авиалайнера — нестандартная центровка. Его центр тяжести смещен и находится за стойкой шасси, что создает дополнительные трудности риска при взлете и посадке.
Следовательно, летчики, летающие на Ил-62, должны иметь хороший опыт. Второй недостаток — низкая эффективность работы. Обслуживание самолета требовало огромных финансовых затрат, что вынудило авиаперевозчиков постепенно отказываться от его использования и закупать больше самолетов.
Стоимости моделей
Цена на самолеты Ил-62 различных модификаций зависит от их комплектации. Двигатели составляют основную часть затрат. Поскольку самолеты больше не производятся, модернизация топливной системы обходится дорого.
Салон
В салоне Ил-62 может быть от 168 до 195 мест для пассажиров. Точное количество зависит от компоновки и модификации авиалайнера. Также на борту есть кухня, гардероб, пять туалетов и два служебных отсека.
Эконом-класс Ил-62
Стандартная компоновка салона Ил-62 предполагает наличие трех классов. Все они расположены в отдельных частях самолета. Сначала размещаются пассажиры первого класса, который отличается высочайшим уровнем комфорта. Для них три ряда сидений, по четыре в каждом, и они разделены между собой по два.
Далее идет бизнес-класс. Он включает в себя три ряда сидений по шесть человек в каждом с разделением на 3. А в конце есть зона для эконом-класса, которая включает 17 рядов по шесть сидений, также разделенных на три.
Интересные факты
- Основные события фильма «Рейс 222» происходят на борту Ил-62М (регистрационный номер — СССР-86524.
- Самолет имеет задние двигатели и особую конструкцию подвески. Он был разработан в легендарном ОКБ Ильюшина и впоследствии запатентован в девяти странах. В их число вошли Великобритания, Италия, Франция, Германия, Чехословакия, Япония.
- В июле 1983 года, после почти пятнадцати лет эксплуатации, пассажирский авиалайнер Ил-62, бортовой номер СССР-86670, один прибыл в Центральный музей ВВС в Монино. Уникальность кейса заключается в том, что самолет, предназначенный для взлета и посадки с бетонной взлетно-посадочной полосы, успешно приземлился экипажем под руководством летчика-испытателя ОКБ Ильюшина на неподготовленную болотистую местность земля.
Отличие машин с индексом «М» от ранних моделей
Первое и самое главное отличие от модели Ил-62 — использование силовой установки нового типа — Д-30КУ. Именно установка этих двигателей, разработанных группой Соловьева, позволила авиалайнеру M-index улучшить летно-технические характеристики. И это при сохранении таких параметров, как площадь и размах крыла, длина и высота самолета, колея шасси.
Остальные отличия представлены в следующем списке:
- пониженная посадочная скорость, из-за некоторых изменений элементов управления и характеристик силовых установок;
- повысить эффективность боковой управляемости самолета;
- увеличение крейсерской скорости и максимальной скорости полета;
- установка новых типов рулевых колес;
- изменить расположение элементов на панели приборов, что сделало работу более удобной;
- усиление элементов конструкции, необходимое для увеличения веса марша;
- усиленная конструкция крыла, что значительно увеличивает срок службы и, как следствие, летный ресурс покрытия;
- обновленный «широкофюзеляжный» салон выполнен из прогрессивных материалов.
Схема пассажирского салона Ил-62
Поскольку у этого самолета узкий корпус, организовать в нем большое количество кресел не удалось. Это положительно сказывается на комфорте салона. Сиденья установлены в два ряда с центральным проходом.
Разделение кабины на отсеки:
- первая степень;
- бизнес-класс;
- эконом-класс.
Первое отделение повышенной комфортности. Он расположен сразу за кабиной пилота. В нем 6 пассажирских кресел в три ряда по схеме 2 + 2. Расстояние между сиденьями до 1 м. Спинки сидений свободно регулируются.
В бизнес-классе 18 кресел в три ряда по схеме 3 + 3 с центральным коридором. Следует отметить, что по комфорту этот класс практически ничем не отличается от предыдущего.
Позади бизнес-класса находится купе эконом-класса. Обеспечивает 102 пассажирских места. Сиденья расположены по бокам салона по схеме 3 + 3. Расстояние между ними не позволяет полностью развернуть спинку.
В первом классе сиденья второго ряда считаются лучшими. Первый примыкает к туалетам. Некоторым путешественникам такое расположение не нравится.
В бизнес-классе нет пассажирских мест лучше или хуже. Все сиденья расположены на определенном расстоянии от технических зон. Отсек в салоне отделен специальными перегородками.
В эконом-классе лучшие места — в 11-м ряду. Худшие — в строках 26–27. Они расположены рядом с медицинским учреждением. Во время полета можно наблюдать за ходьбой пассажиров.
Где производился самолет?
В СССР опыт разработки и проектирования самолетов поступил от сотрудников ОКБ. Ильюшина. Здесь были выпущены первые модели Ил-62. Серийное производство самолетов началось в 1966 году на авиационном заводе в Казани. Производство прекращено в 1995 году.
За это время было выпущено 289 самолетов. Более 81 модели продано в страны ближнего и дальнего зарубежья. В некоторых штатах на базе разработаны новые модификации самолетов.
Аварии с участием Ил-62
В настоящее время количество аварий, связанных с крушением или выведением из строя самолета Ил-62, составляет 24 случая. Первый произошел во время первых испытаний корабля, последний — в 2009 году в Мешхеде. Большинство аварий произошло во время взлета и посадки, которые по статистике являются наиболее потенциально опасными этапами полета.
Несколько случаев произошли из-за проблем с рулевым управлением, один — из-за ошибок экипажа. Многие инциденты были вызваны неисправностями двигателя, которые не могли внезапно переключиться на задний ход или не могли выдержать нагрузку путем воспламенения. Один из самолетов загорелся при дозаправке. Несколько несчастных случаев были вызваны внешними факторами. Эти показатели не являются чем-то необычным и находятся в пределах нормы для количества аварий на час полета.
Начало
После 1950 года советские экономисты и авиационные специалисты отметили девятикратный рост пассажирских и грузовых перевозок. Перевозить большие объемы грузов в кратчайшие сроки стало возможным благодаря использованию самолетов с газотурбинными двигательными установками. Государству было необходимо увеличить производство этих пассажирских самолетов. Перед специалистами гражданской авиации от руководства страны была поставлена задача создать относительно недорогую и неприхотливую авиамодель для перевозки граждан внутри Советского Союза. В результате такой моделью стал Ил-62М. (Фото самолета представлено в статье).
Оснащение
Самолет представляет собой низкоплан со стреловидным крылом. Они имеют Т-образное оперение, в качестве силового оборудования используются четыре мотора. Они расположены в хвостовой части.
Фюзеляж имеет овальную форму с вытянутыми изгибами. Он включает следующие элементы:
- рамы (поперечные опорные конструкции) в количестве 101 шт.;
- ригели (продольные несущие конструкции) — 76 шт.;
- функционирующая кожа.
Спереди — радиопрозрачный обтекатель. Герметичный отсек фюзеляжа состоит из двух камер: верхней и нижней. Первый содержит кабину пилота и кабину пилота. В нем также находились небольшая кухня, сантехника и раздевалки.
Примечание. Большая часть верхней спальни отведена под гостиную.
Нижнее отделение предназначено для переноски багажа. Для этого в нем есть 3 отделения. Четвертый расположен в негерметичной хвостовой части самолета. Он используется для перевозки авиационного оборудования и материалов.
Для улучшения летно-технических характеристик были установлены новые двигатели: Д-30КУ. Они обеспечивают достаточную мощность при взлете, полете и посадке самолета.
Шасси самолета установлено на трех опорах. Четвертый — в хвостовой части. Подъем шасси осуществляется системой автоматического гидропривода. Основные опоры убираются в крыло, а лафеты — в специальные ниши фюзеляжа.
Летно – технические характеристики Ил — 62:
- Длина самолета — 53,12 м.
- Размах крыла 43,2 м.
- Высота самолета — 12,35 м.
- Двигатель — НК — 8-4
- Тяга на взлете — 4 * 10500 кгс.
- Взлетная масса — 161 000 кг.
- Пассажировместимость — 168 — 186
- Дальность коммерческого полета — 7550 км
- Крейсерская скорость — 850 км / ч.
- Высота полета — 11000 м.
- Разбег — 2930 м.
Характеристики самолёта
Ил-62 представляет собой моноплан с малой стреловидностью крыла, со стабилизатором, установленным над килем, двигателями, прикрепленными к пилонам в корме фюзеляжа, и с трехопорным шасси. Весь фюзеляж представлен в виде монокока эллиптического сечения. В вариантах компоновки есть одно существенное отличие — количество посадочных мест (186, 168 и 138). Также имеются каюты на 5 членов экипажа, кухня, гардероб, 5 ванных комнат и два служебных отсека, передняя и задняя.
Самолет имеет задние двигатели и особую конструкцию подвески. Он был разработан в легендарном ОКБ Ильюшина и впоследствии запатентован в девяти странах. В их число вошли Великобритания, Италия, Франция, Германия, Чехословакия, Япония. Неудивительно, что такой известностью стал Ил-62М, звезда которого на фюзеляже была своеобразной гарантией высокого качества.
Оперение выполнено по Т-образной схеме, а его весогабаритные характеристики намного ниже, чем у практически всех аналогов. Несмотря на некоторые недостатки такого подхода, такая реализация позволила значительно улучшить управляемость и надежность новой машины, из конструкции которой были удалены излишне громоздкие и далеко не всегда надежные решения. Топливные баки расположены по всему размаху крыла, включая центральную часть. Самолет Ил-62М уникален как минимум тем, что допускает взлет с отказавшим двигателем. Автомобиль может летать и садиться вообще с двумя вышедшими из строя двигателями. Многократное резервирование всех систем, заимствованное из космической и военной техники, позволяет на порядок повысить надежность работы всей авионики.
- Размах крыла — 43,2 м
- Площадь крыла — 279,55 м2
- Максимальная длина самолета — 53,12 м
- Длина фюзеляжа — 49,00 м
- Высота парковки — 12,35 м
- Угол раскрытия крыла — 32,5 ° (линия хорды 25)
- Максимальная дальность полета — 10 000 км (11 050 км для Ил-62М)
- Максимальный взлетный вес — 161,6 тонны (165 для Ил-62М / 167 для Ил-62МК)
- База рамы — 24,48 м
- Колея рамы — 6,8 м
- Крейсерская скорость — 850 км / ч
- Максимальная скорость — 870 км / ч
- Практический потолок — 12000 м
- Пассажировместимость — 168 человек (186 для Ил-62М / 195 для Ил-62МК)
Всего построено около 230 машин. Более 75 из них отправлено на экспорт. Помимо Аэрофлота, самолет поставлялся во многие дружественные страны. Серийное производство самолетов Ил-62 продолжалось до 1980 года. В 1970 году была выпущена доработанная версия самолета — Ил-62М. Эта версия получила широкое распространение. Модернизированный Ил-62М отличался, в частности, установкой более мощных и экономичных двигателей Д-30, пришедших на смену исходному НК-8, а также дополнительным топливным баком, расположенным в киле самолета. Максимальный взлетный вес увеличился со 155 тонн до 165 тонн. Эта версия была впервые представлена в Париже в 1971 году и поступила на вооружение тремя годами позже.
Чем отличается Ил-62М от базовой модели
Основное отличие модели 62М от базовой модели заключается в новых двигателях Д-30КУ. Они позволили при сохранении параметров крыла и фюзеляжа улучшить технические характеристики самолета. Он стал быстрее, грузоподъемность и дальность полета увеличились, а требуемый разбег уменьшился до 2250 м.
Новый аналог базовой модели в лице Ил-62М отличается и по другим параметрам:
- лучшая боковая управляемость;
- установка новых усовершенствованных рулевых колес;
- поменять приборную панель для большего удобства;
- усиление корпуса для повышения надежности;
- прочное крыло новой конструкции;
- новый салон из хороших материалов.
Ил-62М был заказан сразу многими крупными авиаперевозчиками, а затем пришел на смену устаревшему Ил-62. Его характеристик было достаточно, чтобы конкурировать с самыми последними моделями, которые были произведены даже через 20 лет после начала его бизнеса.
Кабина
В кабине пять рабочих мест. Два — летчикам, остальные — бортинженеру, штурману и радисту. Находятся стандартным способом. Сиденье командира самолета расположено слева, второе — справа. Среди них — штаб бортинженера. А в следующем ряду сиденья штурмана и радиста. Дополнительно есть два кресла с откидной спинкой. Такое размещение экипажа в кабине дает максимальную эффективность и слаженность его работы.
Перед пилотами находится приборная панель с рулевыми колесами и педалями, а также консоли с другими органами управления. В кабине есть дополнительные системы, включая навигацию, радар и связь. Перед бортинженером, радистом и штурманом устанавливаются специализированные устройства, позволяющие им выполнять свою работу.
Остекление крыши сделано с упором на хорошую обзорность для пилотов. Отделка выполнена в светло-серых тонах, а основные органы управления и приборная панель покрыты специальной матовой эмалью. Предупреждающие огни и освещение кабины включают красные и белые огни. Элементы корпуса, свободные от устройств, закрываются специальными панелями, покрытыми декоративной тканью.
Безопасность самолета Ил-62
На протяжении многих лет на этом самолете перевозились первые люди СССР, начиная с Леонида Брежнева и заканчивая Борисом Ельциным. Его безопасность гарантируют многочисленные системы управления и современная авионика.
Достижения и происшествия
Потом было несколько мировых успехов женских экипажей: дальность полета по прямой и несколько рекордов скорости по замкнутым траекториям.
Больные страницы семьи Иль — авиакатастрофа, среди которых в 12 случаях находились пассажиры.
Практически все случаи были связаны с работой моторов (разгерметизация или локальный отказ, ложное срабатывание автоматики).
За каждым из этих событий следовали работы по повышению безопасности различных частей авиалайнера. В результате на пике своего существования самолет стал одной из самых надежных машин среди конкурентов.
Конструкция
При проектировании было рассмотрено множество вариантов компоновки самолета. Окончательной версией стал моноплан с четырьмя двигателями, установленными на пилонах в кормовой части фюзеляжа, выполненный в виде монокока.
Крыло авиалайнера представляет собой крыло невысокой трехлонжеронной стреловидности. Элероны имеют два закрылка. Основные элементы защищены системой противообледенения, предотвращающей образование льда на важных деталях.
Шасси самолета состоит из трех опор. Передняя часть включает два колеса и расположена в начале фюзеляжа. Он пилотируемый и имеет тормозную систему. Две основные опоры состоят из четырех колес и расположены под крылом. В них встроены высокопроизводительные дисковые тормоза. При необходимости можно применить дополнительную систему экстренного торможения.
Топливные баки установлены внутри крыла. Всего их семь, но три служат дополнительными и перекачивают топливо в основные с помощью насосов. Общая емкость резервуаров — 100 тысяч литров.
Особенности компоновки
Впервые в истории всего советского авиапрома была выбрана схема с хвостовым расположением двигателя. Это было сделано не случайно. Дело в том, что в результате использования такого конструктивного решения удалось получить «чистое» крыло с отличной аэродинамикой. Эти особенности были жизненно важны для самолета, который также предполагалось использовать на самых протяженных маршрутах воздушных маршрутов страны.
Кроме того, такая схема предполагала установку более надежной и простой механизации крыла. Учитывая, что двигатели располагались на значительном удалении от цистерн, безопасность пассажиров значительно повышалась в случае возникновения пожара по какой-либо причине. Кроме того, что очень важно даже в условиях длительного полета, уровень шума в кабине был значительно снижен, а также почти до нуля уменьшено негативное воздействие на конструкцию самолета реактивного потока, образованного чрезвычайно высокотемпературным газом.
Поскольку силовые установки располагались максимально близко к продольной оси фюзеляжа, можно было минимизировать чрезвычайно опасный эффект рыскания, возникающий при выходе из строя одного из двигателей. Наконец, та же схема предполагала отказ от излишне большого хвостового оперения, что позволило существенно (теоретически) снизить общий вес машины).
Сегодня можно с уверенностью сказать, что создание пассажирских самолетов ТУ — это не заслуга Конструкторского бюро Ильюшина. Именно специалисты этого конструкторского бюро впервые в отечественной авиастроении не только воплотили новую концепцию разработки в металле, но и довели ее до совершенства.
История создания и эксплуатации Ил-62
Во второй половине 50-х годов ХХ века ОКБ Туполева разработало первый советский межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. Как турбовинтовой авиалайнер сначала он отлично справлялся со своими «обязанностями» и полностью обеспечивал необходимый объем для дальних пассажирских авиаперевозок.
Однако уже на рубеже 1950-1960-х годов гражданская авиация СССР столкнулась с острой необходимостью увеличения объемов дальних пассажирских рейсов, а также увеличения парка самолетов этого класса. Турбовинтовой Ту-114 уже не справлялся с этой задачей, поэтому было решено приступить к разработке межконтинентального реактивного авиалайнера. При этом планировалось, что в будущем новый самолет сможет выполнять пересадочные рейсы из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Изначально новым самолетом должно было заняться ОКБ Туполева. Однако, поскольку это бюро уже было занято другими проектами, ОКБ Ильюшина взяло на себя создание первого советского реактивного межконтинентального лайнера.
Разработка самолета, вскоре получившего название Ил-62, шла довольно быстрыми темпами. Итак, первый прототип Ил-62 был построен еще в 1962 году, а в январе следующего, 1963 года, он совершил первый полет. Следует отметить, что первая модель самолета имела двигатели АЛ-7, самолет, начиная со второй — более новые и мощные НК-8. В дальнейшем начался четырехлетний период летных и наземных испытаний Ил-62, после чего в 1967 году он начал коммерческую эксплуатацию.
Уже первые полеты показали устойчивость автомобиля, неприхотливость в обслуживании и надежность. В связи с этим было решено приступить к созданию модификации Ил-62 — самолета Ил-62М, имеющего большую пассажировместимость, более мощные двигатели и большую эффективность эксплуатации. Конструкция лайнера также претерпела изменения, сделав его еще более надежным.
Уже в 1970 году были построены первые опытные Ил-62М и начались их наземные и летные испытания. Пройдя их быстро и безупречно, самолет приступил к эксплуатации в 1973 году. Ил-62М использовался на самых протяженных маршрутах, а в 1975 году был совершен рекордный перелет из Москвы в Сиэтл (США). При этом путь самолета прошел через Северный полюс, что, безусловно, говорит о его высокой надежности и мощности.
Между тем продолжались работы по совершенствованию существующих моделей пассажирского самолета Ил-62. Так, уже в 1978 году был разработан новый вариант Ил-62МК, который является дальнейшей модификацией Ил-62М и имел усиленную конструкцию крыла и принципиально новую конструкцию пассажирской кабины.
До начала 1990-х годов Ил-62 активно использовался на дальних пассажирских рейсах в СССР в качестве основного межконтинентального пассажирского лайнера. Однако уже в начале 1990-х ситуация стала меняться: самолет морально устаревал, и авиакомпании начали отказываться от его использования, а во второй половине десятилетия это явление стало практически повсеместным. В 2009 году «Интеравиа» последней в России отказалась от коммерческой эксплуатации Ил-62.
Сегодня Ил-62 используется в России, Украине, Северной Корее и во многих странах Африки. Также стоит отметить, что на протяжении десятилетий этот авиалайнер использовался как «самолет номер 1» для перевозки первых людей сначала в СССР, а затем в Россию. Только в 1995 году Ил-62 в этой роли сменил Ил-96.
Океанский лайнер также активно поставлялся в страны социалистического лагеря, а также дружественные государства СССР. Поэтому Ил-62 использовался в Венгрии, ГДР, Чехословакии, Польше, Кубе, Анголе и других странах.
Обзор важнейших параметров Ил – 62
Самолет может вместить до 195 пассажиров в зависимости от модификации и имеет три класса салона.
Аэродинамические характеристики конструкции — низкоплан с однокилевым оперением. Стреловидное крыло, трехопорное шасси. Две пары двигателей расположены в хвостовой части гильзы. Центр тяжести самолета находится за стойками шасси, поэтому для полного исключения опрокидывания пустой машины четвертое шасси сделали под хвостовой частью. Он небольшой по размеру и действует как страховочная сетка.
Наличие четырех двигателей в хвостовой части — это прогресс шестидесятых годов во всем мире. Чтобы избежать их потери под нагрузкой, были созданы особо прочные гондолы двигателей. Режим работы двигателей контролировался кабельным жгутом и реверсом тяги. Это позволяло приземляться в аэропортах с более короткой длиной взлетно-посадочной полосы, а также использовалось для быстрого торможения.
Была выбрана специальная электрическая система, которая работала на трехфазном переменном токе и значительно облегчила вес машины.
Уровень шума также значительно снизился благодаря задним моторам.
В конструкции самолета использовано много интересных и передовых решений. Например, в случае отказа даже двух двигателей была возможна эффективная посадка и выход на повторный круг.
Технические характеристики таковы, что при разгерметизации лайнер мог сбросить максимальный полет до 4 километров безопасности всего за три минуты. Это международный стандарт.
О слабых сторонах авиамашины
Самолет, оснащенный хвостовым двигателем, имеет следующие недостатки:
- Увеличенная масса хвоста за счет дополнительного усиления.
- Нет разгрузки материала крыла через двигатели.
- Моторы расположены на большом расстоянии друг от друга. В связи с этим используемая ими топливная аппаратура значительно растянута.
- За счет сосредоточения двигателей исключительно в хвостовой части кардинально изменилось центрирование самолета, что отрицательно сказалось на его эксплуатации.
Конструктивные характеристики
Длина самолета — 53,12 м. Его высота — 12,35 м. При таких параметрах базовой конструкции размах крыла составляет 42,5 м, а его площадь — 279,55 кв. М.
Вместимость салона составляет 168-186 пассажирских мест. Максимальная нагрузка самолета достигает 161,6 тонны, при этом он может летать на высоте 8000-12000 м с крейсерской скоростью 850 км / ч.
Автономность полета со следующими характеристиками:
- с максимальным количеством пассажиров — 7550 км;
- максимальная загрузка на коммерческих рейсах — 6700 км;
- с полностью полными баками — 9200 км.
По проектным данным самолет рассчитан на 23 года эксплуатации. По истечении этого срока его необходимо отменить или модернизировать основное рабочее оборудование. За годы эксплуатации самолет может выполнить 8500 полетов. При этом количество часов налета не должно превышать 35 000 часов.
Модификации лайнера
Всего существует 8 модификаций пассажирского самолета Ил-62.
- Ил-62 — базовая модель самолета вместимостью до 186 человек. Силовая установка этого океанского лайнера представлена в трех вариантах. Таким образом, был построен первый прототип Ил-62 с двигателями АЛ-7. Со второго по двенадцатый самолет силовая установка была представлена более мощным НК-8. Начиная с тринадцатого самолета, на самолет устанавливали двигатели НК-8-4.
- Ил-62Гр — грузовая модификация самолета Ил-62. Эта модель появилась в 90-х годах ХХ века в связи с увеличением объемов грузовых авиаперевозок. Именно поэтому ОКБ Ильюшина разработало грузовой вариант самолета, переделанный из пассажирского лайнера Ил-62. Однако из-за сложной экономической ситуации в стране этот вариант не был реализован.
- Ил-62Д — модификация самолета Ил-62, обладающая большей дальностью полета и улучшенными характеристиками. Отличительной особенностью модели являются установленные дополнительные топливные баки и уменьшенная пассажировместимость (всего до 100 пассажиров). Из-за низкой эффективности проект был признан неосуществимым, и его разработка была остановлена.
- Ил-62М — усовершенствованная модификация океанского лайнера Ил-62, которая имеет большую пассажировместимость, более мощные двигатели (Д-30КУ), а также доработанный корпус в сторону большей прочности и надежности.
- Ил-62М-200 — модификация Ил-62М, имеющая несколько удлиненный фюзеляж и большую в этом плане пассажировместимость. Разработка этого варианта была реакцией на стремительный рост объемов пассажирских авиаперевозок в Советском Союзе и в странах социалистического лагеря. Однако производство этого самолета было признано нецелесообразным и осталось только в проекте. Другое название этой модели — Ил-62МА.
- Ил-62М-250 представляет собой вариант Ил-62М, предназначенный, как и Ил-62М-200, для дальнейшего увеличения пассажировместимости и полезной нагрузки самолета. Однако стало ясно, что выпуск более крупного самолета не решит проблем, связанных с эксплуатацией Ил-62, поэтому разработка этой модели была закрыта.
- Ил-62МГр — грузовая модификация на базе океанского лайнера Ил-62М.
- Ил-62МК — модификация Ил-62М с увеличенной пассажировместимостью и улучшенным салоном салона. Изменилась и конструкция крыльев.
ТТХ
Технические характеристики лайнера представлены в следующей таблице:
Наименование модели | Ил-62М |
Длина самолета | 53.12 кв.м |
Размах крыльев | 43,2 м |
Площадь крыла | 279,55 м2 |
Высота самолета (самая высокая точка) | 12,35 м |
Масса пустого самолета | 71,6 т |
Максимально допустимая взлетная масса | 165 т |
Емкость внутреннего топливного бака | 105000 л |
Установленные двигатели | 4 * Д-30 КУ |
Максимальная тяга | 4 * 107,87 кН |
Крейсерская скорость | 850 километров в час |
Максимальная автономность полета | 12000 км |
Оптимальная дальность полета | 8800 км |
Ограничение по высоте | 12000 м |
Количество членов экипажа | 5 |
Пассажировместимость | 138-198 человек (в зависимости от модификации) |
Полезная нагрузка | 25 т |
Версии Ил-62
Первой моделью стал межконтинентальный Ил-62Д. Он должен был обеспечить перевозку 70 пассажиров из Москвы в Гавану с остановкой в Мурманске. Самолет оснащался двигателями НК-8-4. Заправка была обеспечена установкой дополнительных топливных баков емкостью 30 000 литров. Их разместили в заднем отсеке пассажирского салона.
Было решено позаботиться о пожарной безопасности танков. Внесенные конструктивные изменения решили эту проблему, но ухудшили летные характеристики. Поэтому дальнейшего развития эта модель не получила.
Следующей модификацией самолета стал Ил-62М. Он был оснащен мощными двигателями и современными авиационными системами. Он обеспечил транспортировку более 150 человек на большие расстояния. В киле установили дополнительный топливный бак. Его емкость составляет 5000 литров.
Спустя несколько лет после выпуска предыдущей модификации самолета был спроектирован Ил-62М-200. Его современная модификация — Ил-62МА. Вместимость сосуда по отсекам:
- 198 мест в эконом-классе;
- 186 мест в туристическом классе;
- 161 место в смешанном купе.
Для увеличения простора дизайнерам пришлось убрать из салона гардеробную. Кроме того, была проведена реорганизация всех отсеков хвостовой части.
Важно! Ил-62М-200 — первый самолет с широкофюзеляжным салоном.
Следующая модель — Ил-62М-250. Его вместимость — 250 пассажирских мест. Он мог летать на средние расстояния. В его конструкции были недостатки. Удалить их не удалось. Поэтому самолет не был выпущен.
Самолет Ил-62МГр разработан на КАПО им. С.П. Горбунов. Это грузовой корабль, который должен был выполнять коммерческие рейсы. С его помощью они могли доставлять негабаритные товары.
Самолет Ил-62МК вместимостью до 195 пассажиров. Его салон был модернизирован в соответствии с установленными международными стандартами. Для увеличения ресурса его крылья оснастили усиленной конструкцией.
Преимущества и недостатки
Первое и далеко не последнее преимущество авиалайнера Ил-62М — использование реактивных двигательных установок Д-30КУ. Они не только смогли увеличить дальность полета и грузоподъемность самолета, но и значительно сократили тормозной путь при посадке. Усиленный корпус повысил прочность и надежность покрытия.
Более удобный, чем предыдущая модель, управление требовало меньше усилий от пилотов, что положительно сказалось и на качестве полета. Электропривод всех электронных систем на самолете Ил-62М приводится в действие четырьмя генераторами переменного тока, по одному на каждый двигатель.
К недостаткам можно отнести центрирование корпуса автомобиля, при котором центр тяжести находится за основными стойками шасси.
В связи с этим летчики на Ил-62М должны были пройти специальную подготовку. Не в последнюю очередь были физические данные пилотов: в системе управления не было усилителей.
Среди недостатков — высокая амортизационная стоимость самолета. Этот фактор был основной причиной отказа авиакомпаний от эксплуатации океанского лайнера в конце 1990-х — начале 2000-х годов.