Овербукинг в авиакомпаниях: что это и как получить компенсацию

Содержание
  1. Что такое овербукинг?
  2. Что делать, если все пошло не так
  3. Какие пассажиры могут оказаться «лишними»
  4. Как действовать, если отказывают в посадке на свой рейс
  5. Все ли авиакомпании это делают?
  6. Как благополучно улететь своим рейсом
  7. Будет ли овербукинг легализован в России?
  8. Перед принятием решения необходима оценка ситуации
  9. Какие правила скоро изменятся
  10. Что делать, если вас не пускают на рейс
  11. Как получить компенсацию
  12. Евросоюз
  13. США
  14. Россия
  15. Законно ли это?
  16. Что делать пассажиру, столкнувшемуся с овербукингом?
  17. 3. Как российские пассажиры защищены от овербукинга?
  18. Альтернатива, которую может предложить авиакомпания при нехватке мест на рейсе
  19. Как зарабатывать на овербукинге
  20. Причины сверхбронирования
  21. Куда обращаться пассажирам, пострадавшим от овербукинга
  22. Каковы права пассажиров, летающих в странах ЕС?
  23. На что может рассчитывать пассажир в случае овербукинга в России?
  24. Размер и порядок компенсации
  25. Евросоюз
  26. США
  27. Россия
  28. Что делать, если вы пришли на рейс, а ваше место уже занято?
  29. На какую неустойку можно надеяться
  30. Овербукинг разрешен законодательно?
  31. Что должна авиакомпания пассажиру?
  32. Предусмотрена ли ответственность для авиакомпаний, допускающих перебронирование?
  33. Как обезопасить себя и улететь вовремя
  34. Как получить компенсацию до обращения в суд?
  35. Что если нет добровольцев?

Что такое овербукинг?

Это ситуация, когда авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем мест в самолете. Такая практика ведения бизнеса существует во всем мире. Авиакомпании давно ведут статистику и отслеживают количество людей, купивших билеты на рейс, и количество пассажиров, пришедших на посадку. Они заметили тенденцию: небольшой процент пассажиров не всегда прибывает на лету. Чтобы не нести убытки, мы ввели практику овербукинга. Такой подход существует не только в авиационной сфере.

Что делать, если все пошло не так

Бывают ситуации, когда оплата не производится прямо на месте. Но законы никто не отменял, так что вы можете получить их позже. Для этого нужно собрать подтверждающие документы прямо в аэропорту, сохранить все билеты, квитанции, посадочные талоны и квитанции, сфотографировать электронную табло вылета. На основании этих документов обратиться в авиакомпанию и, если не поможет, обратиться в суд.


Сфотографируйте электронную табло отправления. Если есть другие пассажиры, которые оказались «лишними», вы должны взять их контактную информацию, чтобы подать групповой иск.

После этого составляется жалоба для отправки в компанию, можно воспользоваться одной из услуг: «Купибилет-ру», «Airhelp». За свои услуги они попросят 25% причитающихся платежей. Но если компенсация не получена, плата не взимается.

Какие пассажиры могут оказаться «лишними»

Европейские авиаперевозчики часто предлагают добровольцам отказаться от полета. Они должны согласиться на альтернативный рейс и получить денежную компенсацию.

Если таковых нет, авиакомпания сама выбирает «лишних» авиапассажиров. Реже среди них являются обладатели VIP-карт, участники бонусных программ с высоким статусом. Если авария произошла в Европейском Союзе, пассажиры с детьми и инвалиды защищены законодательством.

Самый высокий шанс быть забронированным у индивидуальных путешественников без багажа, которые проходят регистрацию в последнюю очередь.

Как действовать, если отказывают в посадке на свой рейс

Проблема для большинства пассажиров, сталкивающихся с проблемой овербукинга, — это юридическая неграмотность. С другой стороны, перевозчики хорошо осведомлены о вероятном исходе и всячески противятся выплате компенсации. В этом случае помогут профессиональные рекомендации:

  • перепишите контакты всех потерпевших, если таковые имеются (в будущем будет легче выиграть дело в суде);
  • попросите сотрудника аэропорта отметить в билете, что вам отказали в посадке из-за отсутствия мест, а не по вашей инициативе;
  • по возможности запишите ваши переговоры с сотрудником на видео или аудио;
  • запомните момент, когда вам было отказано, и сохраните всю документацию перед посадкой на новый рейс (может служить доказательством при возможном расследовании);
  • требовать компенсации за неудобства в виде размещения в гостинице за длительный период ожидания и предоставления трансфера в гостиницу, оплаты питания и услуг связи.

Попавшего в беду пассажира могут попросить лететь другим рейсом в худшем состоянии. Для этого вы также должны попросить компенсацию.

Курьеры надеются, что благополучно добравшись до места назначения, человек забудет о неприятном происшествии и не будет предъявлять никаких претензий. Так бывает часто. Но с такой незаконностью никуда не денешься. Поэтому вам необходимо знать, в какие органы вам следует обратиться, чтобы получить причитающуюся компенсацию.

Все ли авиакомпании это делают?

Продажа большего количества билетов, чем имеется в наличии, значительно улучшает финансовые показатели авиакомпании. Поэтому если не все, то очень многие этим занимаются. Как показывает практика, если на линии работают несколько авиакомпаний и одна из них не использует современные инструменты (овербукинг), а другая использует, то довольно быстро первый перевозчик становится неконкурентоспособным, не зарабатывает достаточно денег, чтобы мог, и вынужден покинуть рейс рынок.

Авиакомпании по всему миру продают больше билетов, чем позволяют их места

Как благополучно улететь своим рейсом

Уберечься от попадания в такую ​​ситуацию можно, если придерживаться ряда правил:

  • Зарегистрируйтесь на рейс заранее и онлайн. Выигрывает тот, кто первым получит посадочный талон.
  • Если вы хотите зарегистрироваться стандартным способом (на стойке), без промедления прибудьте в аэропорт. Пассажиры, которые не спешат на посадку, чаще страдают от овербукинга.
  • Не выбрасывайте посадочный талон, если ваш рейс задерживается или происходит высадка.

Будет ли овербукинг легализован в России?

Несколько лет назад Минтранс РФ попытался легализовать продажу сверхнормативных билетов. Эту инициативу горячо поддержал один из крупнейших игроков рынка — авиакомпания «Аэрофлот». В 2015 году был разработан законопроект, предусматривающий гарантии для пассажиров, опоздавших на рейс, но дальше публичного обсуждения этот вопрос не вышел.

О легализации овербукинга в ближайшее время говорить не приходится, поскольку законодатель четко дал понять, что намерен противодействовать этому явлению.

Перед принятием решения необходима оценка ситуации

  1. Совершая стыковочный рейс, необходимо убедиться, что стыковочный рейс не задерживается, в противном случае будет компенсирована его стоимость;
  2. Если альтернативный рейс вылетает на следующий день, отель, питание и транспорт будут оплачены;
  3. Когда вместо денег предлагается ваучер, необходимо изучить его характеристики: срок действия, возможность накопления миль или обмена денег, наличие закрытых дат использования.

Какие правила скоро изменятся

Евгений Лонский

региональный директор AirHelp в Восточной Европе

3 апреля 2017 года Россия присоединилась к Монреальской международной конвенции, которая предусматривает более высокий размер компенсации. Но для этого еще нужны изменения в Воздушный кодекс, которые только обсуждаются в Госдуме.

Монреальская конвенция защищает пассажиров в случае отмены или задержки рейса, потери багажа и смерти пассажира. Комиссии рассчитываются с использованием специальных прав заимствования (SDR). Это условная единица, равная на данный момент 80 руб.

В случае утери, повреждения или задержки багажа возмещение составляет до 1131 SDR — примерно 90 500 рублей.

За задержку рейсов, согласно Монреальской конвенции, предусмотрена более существенная компенсация — до 4694 СПЗ. Это почти 380 тысяч рублей на каждого пассажира. В случае гибели пассажира — до 113 100 SDR (9 млн рублей). Сейчас это 2 миллиона.

Однако пассажиры не должны рассчитывать на максимальную компенсацию. Страны самостоятельно принимают нормативные акты и формируют судебную практику, которая эффективно снижает максимальную сумму платежей. В России все проблемы с авиакомпаниями по поводу размера компенсации будут решаться в судебном порядке.

Присоединение к Монреальской конвенции никоим образом не повлияет на размер компенсации за внутренние рейсы внутри России.

Что делать, если вас не пускают на рейс

Ничего не подозревающий пассажир, который зарегистрировался вовремя, может быть проинформирован о том, что в самолете больше нет мест и что он не сможет взлететь. Действия пассажиров в случае овербукинга:

  1. Подойдите к стойке регистрации и попросите отметить в билете факт отказа авиакомпании принять пассажира на борт;
  2. По возможности сохраните документальное подтверждение прибытия во время своевременной регистрации;
  3. Не выбрасывать проездные документы, чеки, посадочные талоны и другие документы, подтверждающие отсутствие нарушений со стороны пассажира;
  4. Составьте подписанное представителем авиакомпании заявление о претензиях к перевозчику. Такое заявление можно написать домой, а затем отправить в компанию и сохранить всю переписку, если она последует.

Обычно авиаперевозчики не хотят ввязываться в споры с клиентами и предпочитают решать вопрос немедленно. Они должны предоставить бесплатную возможность вылететь в том же направлении, но другим рейсом или другой авиакомпанией. При этом в случае задержки рейса предлагаются дополнительные услуги, идентичные обслуживанию пассажиров:

  • в случае ожидания более 2 часов — 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;
  • размещение в гостинице, если ожидается, что полет превысит 8 часов днем ​​и 6 часов ночью;
  • бесплатный транспорт до отеля и обратно в аэропорт;
  • горячая еда, если ждать 4 часа и более;
  • предоставление комнаты матери и ребенку;
  • камера хранения багажа.

Важно! При возникновении проблем при вылете чартерным рейсом пассажира направляют в туристическое агентство, которое будет искать возможность оформить еще один вылет или вернуть стоимость билета с оплаченным чартером.

Как получить компенсацию

Для получения компенсации необходимо обратиться к перевозчику с письменным заявлением или подать заявку онлайн. И в первом, и во втором случае необходимо будет приложить копию паспорта и посадочного талона.

Рассмотрение заявки занимает в среднем более трех месяцев. Вы также можете попытаться вернуть деньги через онлайн-сервисы. На некоторых из них вы можете бесплатно проверить, имеет ли ваш рейс право на компенсацию, загрузить необходимые документы и подать заявку. Авиакомпания может принять претензию и произвести оплату немедленно. Если этого не произошло, но вы намерены бороться до конца, вам придется обратиться в суд.

Денежная компенсация варьируется от страны к стране. А также в нескольких авиакомпаниях. Вот цифры, которые вам помогут.

Евросоюз

Компенсация причитается за задержку рейса на три часа или более, отказ в посадке, задержку или отмену рейса по техническим причинам в зависимости от авиакомпании.

250 евро — компенсация за неудавшийся рейс дальностью до 1500 километров по вине авиаперевозчика.

400 евро — компенсация за неудавшийся рейс дальностью от 1500 до 3500 километров по вине авиаперевозчика.

Вы можете получить до 600 евро за неслучайный рейс в пределах Европейского Союза с вылетом из аэропортов ЕС, Исландии, Норвегии, Швейцарии, а также за рейсы европейских перевозчиков, прибывающие в аэропорты Европейского Союза. Например, если европейская авиакомпания летает из Америки или Азии в Европу, это также оценивается в соответствии с европейским законодательством.

Срок исковой давности для запросов на возврат составляет от трех до шести лет, в зависимости от законодательства стран, с которыми работает авиаперевозчик. Компенсация за теракты, забастовки и непогоду не предусмотрена.

США

Если время ожидания меньше одного часа, компенсация не выплачивается. Если вы ждете от 60 до 120 минут, вы имеете право на возмещение, равное удвоенной стоимости авиабилета, но не более 675 долларов. Ожидание более 120 минут — четырехкратная цена билета, но не более, чем 1,350.

Россия

Если у вас возникли проблемы с внутренним рейсом или российская авиакомпания задерживает международный рейс, сумма компенсации будет незначительной. Пассажир обязан уплатить штраф в размере 25% минимальной заработной платы за час задержки, но не более 50% стоимости перевозки.

Законно ли это?

Законно в США и Европе. В нормативных актах Российской Федерации отсутствует правовое понятие «овербукинг» и это явление никаким образом не урегулировано документами. То есть овербукинг официально не разрешен, но и не запрещен.

Что делать пассажиру, столкнувшемуся с овербукингом?

Прежде всего, необходимо точно выяснить причину отказа в перевозке. Имейте в виду, что сотрудники аэропорта / авиакомпании могут попытаться скрыть факт овербукинга, ссылаясь на то, что вас просто нет в списке пассажиров из-за ошибки.

Мы рекомендуем действовать следующим образом:

  • Зарегистрируйтесь на рейс, а затем попросите сотрудников аэропорта поставить на ваш посадочный талон отметку о том, что им было отказано в посадке из-за нехватки мест. Разрешается вести аудиозапись вашего общения.

Возможно, авиакомпания предоставит вам отдельный документ, подтверждающий, что вы не летели из-за отсутствия мест (например, сертификат). Главное — настоять на том, чтобы в документе за подписями ответственных лиц была отражена реальная причина вашего опоздания или хотя бы факт опоздания. Вышеупомянутые документы необходимо запрашивать независимо от страны, в которую вы летите. В случае отказа в их предоставлении на стойке регистрации обратитесь в справочную в аэропорту вылета с обязательством выдать справку о невозможности вылета конкретным рейсом.

  • Свяжитесь с представителем вашей авиакомпании в аэропорту, чтобы разрешить ситуацию. Если нет представительства авиакомпании, незамедлительно свяжитесь с перевозчиком по телефону или другим доступным способом.

Как упоминалось выше, авиакомпании обычно предлагают пассажирам вылет другим рейсом, иногда с повышением класса обслуживания, и дополнительным вознаграждением — наличными или бонусными баллами. Хотя нечестное поведение возможно, в таких ситуациях многое зависит от авиакомпании и конкретного сотрудника.

Обратите внимание: предоставленное пассажиру согласие на вылет другим рейсом значительно затруднит получение компенсации, так как в этом случае договор перевозки считается измененным. Проще говоря, пассажир добровольно соглашается лететь другим рейсом в другое время. Лучше всего запрашивать у авиакомпании бонусы прямо в аэропорту при обсуждении вариантов выхода из сложившейся ситуации.

  • Если вы покупаете билеты за свой счет, сохраняйте все платежные и транспортные документы.

В ходе дальнейших разбирательств положение авиапассажира будет намного убедительнее при условии, что альтернативные билеты будут приобретены в том же классе обслуживания и на том же маршруте. Если пассажир решит изменить маршрут, ему придется обосновать невозможность вылететь в первоначальный пункт назначения.

  • Сохраните все документы, чтобы подтвердить расходы на пропущенный рейс. Они потребуются в случае взыскания убытков в предварительном или судебном порядке.

3. Как российские пассажиры защищены от овербукинга?

Документом, защищающим права наших соотечественников на международных и внутренних рейсах, является ратифицированная в прошлом году Монреальская конвенция о воздушном транспорте, устанавливающая случаи задержки рейсов, утери и повреждения багажа, а также причинения вреда здоровью пассажира.

Если до принятия этого документа за задержку рейса человек мог получить смехотворную сумму компенсации — примерно половину минимальной заработной платы, то теперь сумма этого коэффициента увеличивается в несколько раз. Он определяется с использованием условного предложения Международного валютного фонда (SDR) и формируется на основе корзины из пяти валют: доллар, иена, евро, юань, фунт стерлингов и их ежедневных обменных курсов.

Альтернатива, которую может предложить авиакомпания при нехватке мест на рейсе

Хорошая новость заключается в том, что избыточное бронирование беспокоит не только простых граждан. Сейчас в Госдуму внесено предложение о наложении санкций на недобросовестных авиаперевозчиков. Ориентировочная сумма штрафа — от 50 до 200 тысяч рублей. Непонятно, по каким причинам будет применена санкция.

Что авиакомпания может предложить человеку с избыточным бронированием:

  • Денежная компенсация. Правда, сразу предлагается тем людям, которые способны довести такую ​​ситуацию до масс.
  • Бонусные мили. Для многих авиаперевозчиков это своего рода рекламный ход, благодаря которому они привлекают новых клиентов. Накопленные мили можно использовать для оплаты билета этой компании.
  • Повышение класса салона до другого самолета. Обычно этот метод работает безупречно, и последующие процедуры избегаются.

Как зарабатывать на овербукинге

В России на овербукинге не стоит пытаться зарабатывать деньги. А в Европейском союзе есть авиапассажиры, которые научились пользоваться ситуацией. Для этого вам нужно стать волонтером, а затем воспользоваться другим рейсом, предлагаемым авиакомпанией, и получить компенсацию.

Прежде чем объявить себя волонтером, вы должны убедиться, что полет подпадает под действие законодательства ЕС:

  1. Судно должно взлететь или прибыть в один из аэропортов Европейского Союза, Норвегии, Исландии, Швейцарии;
  2. Рейс выполняет европейский авиаперевозчик;
  3. Отказ в обслуживании клиентов не связан с причинами, не зависящими от компании.

Важно! Компенсация может быть получена, если с момента полета прошло не более 3 лет. В некоторых компаниях — 6 лет.

Причины сверхбронирования

Помимо вышеперечисленных факторов, в случае овербукинга могут возникнуть и другие ситуации:

  • Появился VIP-клиент, например, с «золотой» картой, которой отдадут предпочтение и поместят на занимаемое кем-то место.
  • Сотрудники авиакомпании решают лететь.
  • Бывают непредвиденные моменты, когда необходимо срочно отправить другого человека в определенном направлении, например, это происходит при депортации.

Пассажиры

Затем пассажира, который забронировал билет, просят дождаться следующего рейса или его отправляют другим маршрутом с трансфером или другой авиакомпанией.

Куда обращаться пассажирам, пострадавшим от овербукинга

Жертвы с избыточным бронированием должны иметь свой посадочный талон, который вместе с фотокопией паспорта прилагается к заявлению. Он обслужил авиаперевозчика лично или онлайн.

Обычно такое заявление рассматривается около трех месяцев. Некоторые авиакомпании, стремясь избежать освещения в СМИ, быстро идут на уступки и принимают требования (если они разумны). В случае игнорирования высадившийся пассажир имеет право обратиться в суд. В большинстве случаев жертва получает полную компенсацию.

Суммы компенсации могут сильно различаться от страны к стране.

Каковы права пассажиров, летающих в странах ЕС?

В странах ЕС овербукинг легализован и хорошо регулируется: с 2004 года действует постановление, устанавливающее права авиапассажиров в случае задержки, отмены рейса и овербукинга2. Если пассажир опоздал на рейс из-за овербукинга, он имеет право получить компенсацию от 250 до 600 евро — сумма зависит от продолжительности поездки.

Это положение может быть полезно и для россиян, так как гражданство пассажира не имеет значения. Чтобы получить компенсацию за избыточное бронирование, задержку или отмену рейса, вы можете подать заявку на рейс в пределах ЕС, в случае полета из России в страну ЕС авиакомпанией, зарегистрированной в ЕС, или наоборот, в Россию из страны ЕС: В этом случае страна регистрации авиакомпании больше не учитывается.

Вы можете получить возмещение, подав жалобу в авиакомпанию. Но в случае с иностранными перевозчиками часто удобнее делать это через специализированные онлайн-сервисы, которые получают средства от авиакомпаний, сохраняя при этом брокерские сборы.

Найти и выбрать подходящий онлайн-сервис можно на туристических форумах в Интернете. Такие форумы содержат достаточное количество отзывов от людей, которые уже успели воспользоваться этими услугами.

Для использования онлайн-сервиса пассажиру потребуется маршрутная квитанция или другое подтверждение покупки билета, а также посадочный талон (при его наличии). Как правило, брокер взимает комиссию за свои услуги в размере 25-35% от суммы, уплаченной авиакомпанией. Если авиакомпания отклоняет пассажира, они обычно ничего не платят. При этом от момента отправки заявки до получения денег в среднем проходит от одного до трех месяцев.

важно отметить, что при сотрудничестве с онлайн-сервисом пассажир обычно подписывает акт о передаче прав, согласно которому он отказывается самостоятельно взаимодействовать с авиакомпанией по спорному вопросу. Поэтому параллельно требовать компенсацию через сервис и самостоятельно не получится.

Вопрос о том, могут ли европейские правила применяться к российским авиакомпаниям, выполняющим рейсы из стран ЕС в Россию, все еще остается дискуссионным. Хотя текст документа обязывает вас выплатить компенсацию в таких случаях, российские суды редко становятся на сторону пассажиров. Первый давний прецедент произошел в августе 2018 года: Мосгорсуд подтвердил законность решения Останкинского районного суда о взыскании с российской авиакомпании компенсации в размере 400 евро на пассажира за задержку рейса Ираклион-Москва. В этом случае компенсация рассчитывалась и взималась в полном соответствии с законодательством EU3. Ранее при аналогичных обстоятельствах тот же суд отрицал возможность применения правил4.

На что может рассчитывать пассажир в случае овербукинга в России?

Понятие «овербукинг» отсутствует в российском законодательстве. Также нет официального запрета на продажу билетов сверх количества мест в самолете. И до тех пор, пока овербукинг не регулируется законом, выбор способов решения проблем нелетных пассажиров останется на совести авиакомпании.

Самый распространенный выход из ситуации с избыточным бронированием — повышение класса обслуживания. Например, пассажир, который не может попасть в салон эконом-класса, летает бизнес-классом. Однако такое решение проблемы нельзя считать панацеей, поскольку салон бизнес-класса отсутствует во многих самолетах крупнейших российских авиакомпаний (Utair, S7, Уральские авиалинии). Флот авиакомпании «Победа», которая является бюджетной авиакомпанией, полностью укомплектован бескабинными лайнерами бизнес-класса.

Другой вариант — отправить пассажиров следующим рейсом, иногда даже рейсом другой авиакомпании. Часто в таких ситуациях клиенту выдается купон на скидку при следующей покупке билета или другой бонус для поддержания лояльности.

Если нет возможности отправить пассажира в течение длительного времени, авиакомпании обычно перед вылетом организуют бесплатное питание и размещение в гостинице.

Полный перечень гарантий, необходимых в случае задержки вылета на территорию России, содержится в Федеральных авиационных правилах1:

  • два телефонных звонка или два письма по электронной почте в случае ожидания вылета более двух часов;
  • предоставление безалкогольных напитков при ожидании более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием, если придется ждать более четырех часов; дополнительно — каждые шесть часов днем ​​и каждые восемь часов ночью;
  • размещение в гостинице в случае ожидания более восьми часов днем ​​и более шести часов ночью;
  • доставка транспортом из аэропорта в гостиницу и обратно в случаях, когда гостиница предоставляется бесплатно;
  • организация хранения багажа.

Размер и порядок компенсации

Пассажир имеет право отменить рейс и вернуть проездной документ, в том числе невозвратные билеты. Помимо полного возврата денег за билет, вы можете получить компенсацию, но в разных странах порядок ее получения и размер оплаты различаются.

Евросоюз

Дальность полета, км Сумма платежа, EUR Дополнительные условия
До 1500 250 Размер компенсации уменьшается на 50%, если пассажир прибывает в пункт назначения альтернативным рейсом с задержкой не более 2 часов
1501–3000 400 Размер компенсации уменьшается на 50%, если вы прилетаете альтернативным рейсом с задержкой не более 3 часов
3500 и выше 600 Компенсация уменьшается вдвое, если альтернативный рейс задерживается не более чем на 4 часа.

Важно! Эти платежи можно получить в полном объеме только на территории европейских стран. Если авария произошла с европейской авиакомпанией, но, например, в одной из азиатских стран или в России, компенсация будет выплачена, но частично.

США

Время ожидания альтернативного рейса Размер компенсации, долл. США
Меньше часа Нет
От 1 часа до 2 часов Стоимость билета двойная, но не более 675
Более 2 часов (для международных рейсов — 4 часа) Стоимость билета в 4 раза, но не более 1350

Россия

В Европе и США понятие «овербукинг» было введено законом, поэтому для пассажиров была разработана четкая система компенсации. В России, несмотря на то, что многие авиакомпании применяют эту стратегию, она не определена законом. Четко регламентированной системы оплаты для пассажиров с недостаточным количеством мест нет.

Поправки к авиационному кодексу в настоящее время разрабатываются, но еще не приняты. Таким образом, авиапассажиры в большинстве случаев лишены возможности получить компенсацию за овербукинг. Часто они даже не знают настоящих причин отказа авиакомпании в посадке. Объяснения авиаперевозчика сводятся к техническим неполадкам и обстоятельствам непреодолимой силы. В этом случае он имеет полное право отказаться от выплаты компенсации.

Иногда российские авиалинии вместо оплаты наличными могут предложить авиапассажиру:

  1. Бонусные мили, если вы используете их систему накопления;
  2. Место в бизнес-классе на предложенном рейсе взамен предыдущего.
    В качестве компенсации авиакомпания может предоставить бонусные мили

Теперь вы можете попросить у перевозчика оплату только в случае задержки рейса. Например, за час ожидания компенсация составляет 25% минимальной заработной платы, но не должна превышать 50% от стоимости билета.

Если авиакомпания не ответит на жалобу, вы можете обратиться в Роспотребнадзор, а затем обратиться в суд. Кроме того, потерпевший имеет право потребовать, чтобы авиаперевозчик также возместил его материальные убытки в случае опоздания на какое-либо событие (поезд, другой самолет, рейс и т.д.).

Что делать, если вы пришли на рейс, а ваше место уже занято?

когда представители авиакомпании перед вылетом объясняют пассажирам, что такая ситуация возникла, и что кто-то должен оставаться на земле, это хороший тон. В этом случае волонтерам из числа пассажиров предлагается улететь следующим самолетом, следующим рейсом или вернуть деньги за билет без удержания процентов. Авиакомпания по своему усмотрению может предложить пассажирам денежную компенсацию за ожидание (в России обычно в пределах ста долларов) или бонусные мили. Если ожидание вашего следующего рейса долгое, перевозчик может предоставить вам ваучер на питание или бесплатное проживание в отеле. Они также могут перевести кого-то из экономического класса в компанию, если там есть места.

В случае долгого ожидания следующего рейса перевозчику рекомендуется предоставить отель

На какую неустойку можно надеяться

Никто не застрахован от овербукинга. Поэтому остается надеяться на достойное поведение авиаперевозчика.

В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, а 25 мая 2018 года был внесен ряд изменений в Воздушный кодекс. Исходя из этого, сумма компенсации теперь рассчитывается с использованием SDR (специальных прав заимствования). Максимальный лимит платежей за задержку рейса составляет 4964 СПЗ. Эта условная стоимость конвертируется в рубли по текущему обменному курсу.

Сегодня 1 SDR = 80 руб. В пересчете компенсация на одного пассажира составляет 380 тысяч рублей.

В странах Евросоюза за задержку рейса на 3 часа и более, отказ в посадке, отмену рейса из-за технического сбоя выплаты производятся от 250 до 400 евро, в зависимости от дальности прерванного рейса. До 600 евро из расчета на внутренние рейсы, вылетающие из аэропортов Норвегии, Швейцарии, Исландии и всех перевозчиков ЕС.

Американцы могут рассчитывать на возврат до 675 долларов. Если задержка составляет более 2 часов, авиаперевозчик должен заплатить двойную стоимость билета. А при задержке на 3 часа и более стандартная сумма удваивается.

Вы можете потребовать компенсацию морального и материального ущерба в течение шести лет. Конкретные даты должны быть указаны в законодательных актах страны, с которой взаимодействует авиаперевозчик.

Овербукинг разрешен законодательно?

В Европе и США этот бизнес-сектор регулируется как законодательством, так и авиакомпаниями.

Наиболее распространенная практика разрешения таких случаев в Соединенных Штатах, где возникло избыточное бронирование, заключается в следующем: если пассажир прибыл на регистрацию последним и был перебронирован, авиакомпания предоставляет ему ваучер на определенную сумму, сопоставимую с его стоимостью. Стоимость полета — около 500-600 долларов, а также дает право на рейс ближайшего рейса или без ваучера забронировать билет на следующий рейс бизнес-классом.

В нашей стране на государственном уровне овербукинг не разрешен, но и не запрещен, хотя наши законодатели неоднократно выступали с инициативой закрепить определенную практику решения таких дел. Поэтому в России авиакомпании руководствуются только собственными «представлениями о красоте» — внутренними правилами обеспечения пассажирских перевозок.

Что должна авиакомпания пассажиру?

Одно дело — полагаться на добросовестность сотрудников аэропорта, но вам также необходимо знать, что вам нужно предоставить в этом случае. Конечно, у каждой авиакомпании и страны есть свои правила и законы на этот счет, но большинство из них совпадают в общих чертах:

  • Персонал авиакомпании должен отметить происшествие в билете или маршрутной квитанции.
  • Вам будет предложен рейс, наиболее соответствующий выбранному вами направлению. Хотя иногда это будет другой класс самолета, другое время прибытия в пункт назначения, также могут быть стыковки в других аэропортах. Главное — доставить пассажира в конечный пункт назначения. Помните, что вы не сможете изменить местоположение в случае овербукинга. Вы должны быть доставлены в город, где был куплен билет.
  • Если вам нужно ждать следующего рейса более нескольких часов или даже до завтра или послезавтра, вам должны быть предоставлены напитки, горячее питание, номер в отеле и трансфер туда и обратно.
  • Довольно часто вы также можете потребовать денежную компенсацию за причиненные неудобства. Но это отдельная тема для разговора, здесь очень много нюансов.

Предусмотрена ли ответственность для авиакомпаний, допускающих перебронирование?

В настоящее время овербукинг перевозчиков в России остается безнаказанным. В то же время в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий административное наказание в виде штрафа за любой случай овербукинга. Рассмотрение законопроекта запланировано на весеннюю сессию 2019 года. Авторы законопроекта, обосновывая размер штрафов — 50-200 тысяч рублей для юридических лиц, ссылаются на размер компенсации, которая предусмотрена в других государствах для выплаты в пользу пассажиров, которые не улетели из-за овербукинга.

Параллельно в Госдуму поступил законопроект, дополняющий Воздушный кодекс РФ правилом о запрете овербукинга. Кроме того, пассажир будет иметь право на возврат всей стоимости билета в случае овербукинга. Это правило кажется потребителям более значимым, поскольку абстрактные штрафы, которые будут взиматься в госбюджет, не создадут дополнительных льгот для пассажиров.

Как обезопасить себя и улететь вовремя

К сожалению, стопроцентной гарантии от проблем нет. Но есть ряд правил, соблюдая которые, вы максимально обезопасите себя.

Зарегистрируйтесь на рейс онлайн. Желательно заранее. При прочих равных, в самолет попадает тот, кто получит первый посадочный талон.

Если вы планируете пройти регистрацию на стойке авиакомпании, не опаздывайте. Неторопливые пассажиры чаще других попадают в неприятную ситуацию.

В какой бы стране вы ни находились, обязательно сохраните посадочный талон на случай задержки или отмены вашего рейса.

Как получить компенсацию до обращения в суд?

Прежде чем обращаться в суд, мы рекомендуем вам потребовать внесудебную компенсацию в авиакомпании. Мы можем говорить о стоимости билета на рейс, которым пассажир не смог лететь, и о стоимости купленного, а не неиспользованного билета. Иногда путешественникам требуется проживание в отеле и питание из-за невозможности перелета — эти расходы также могут быть возмещены. Но только при условии, что авиакомпания не предоставила пассажирам бесплатные комнаты и питание, необходимые в соответствии с Федеральными авиационными правилами или аналогичными положениями, регулирующими такие вопросы в стране отправления.

Согласно российскому законодательству, жалоба должна быть подана в письменной форме в течение 6 месяцев с даты неудачного рейса5. Срок рассмотрения жалобы — 30 дней с момента ее получения6.

жалобу лучше всего отправлять заказным письмом со списком приложений на юридический адрес авиакомпании (адрес представительства в РФ иностранной авиакомпании). Этот адрес всегда доступен на официальном сайте перевозчика. Этот способ подачи жалобы кажется более надежным с точки зрения дальнейшего судебного разбирательства в случае, если ответ перевозчика не подходит для пассажира или нет ответа.

Что если нет добровольцев?

Если никто не хочет добровольно уступить свое место, то перевозчик выбирает, кого из пассажиров оставить на земле. Некоторые авиакомпании, уже стоя на стойке регистрации, ставят кого-то в известность о том, что мест больше нет. В это время часто возникают конфликтные ситуации. Если действия авиакомпании причинили вред пассажиру (например, он задерживается на стыковочный рейс или важную встречу), стоит обратиться к авиакомпании с просьбой о возмещении убытков. Перевозчик может согласиться или не согласиться с этим. В этом случае пассажир может обратиться в суд и потребовать полную компенсацию ущерба. Часто в таких делах судья принимает сторону пассажира.

Оцените статью
Блог о правилах перелетов
Adblock
detector