История создания Ан-28
Двухдвигательный Ан-14 «Пчелка» был представлен в 1958 году. Несмотря на большие усилия конструкторов, он не смог завоевать популярность и не заменил устаревший Ан-2. Основная проблема модели заключалась в недостаточной мощности двигателей. Обе установки могли производить всего 600 л. С., Что было недостаточно даже для легкой авиации.
Самолет Ан-14 «Пчелка”
В середине 1960-х конструкторы начали решать эту проблему, доработав самолет. Новая версия получила название Ан-14М. Он отличался улучшенными двигателями и более длинным фюзеляжем. В процессе разработки варианты используемой силовой установки менялись несколько раз, что создавало ряд проблем и приводило к задержке сроков. Предполагалось использовать двигатели ГТД-550СА, способные одновременно выдавать машину мощностью до 640 л.с. Минобороны настояло на этом решении, вынудив ОКБ отказаться от рассматриваемых Astazou XII и Oredon.
Самолет Ан-14М
Количество предложенных изменений в новой версии Ан-14 привело к тому, что конструкторам пришлось переводить работы в полноценный проект. Дальнейшие улучшения были внесены в удлинение фюзеляжа и замену двигателей. Самолет получил усовершенствованную конструкцию крыла, переработанные стойки шасси и новое хвостовое оперение. В 1968 году было решено выбрать силовую установку перед ТВД-850 и провести первый испытательный полет. Тогда же самолет получил свое окончательное название, став новым Ан-28.
Самолет Ан-28
Начавшиеся сразу после полета испытания были отложены из-за нехватки средств на проект. Самолет пришлось немного доработать, устранив ряд недостатков. Все работы были завершены только в 1973 году. После очередного испытательного полета конструкторы заменили двигатели на ТВД-10Б.
Эксперт Ан-28 вылетел на новую силовую установку в 1975 году, что стало началом полноценного испытания. Они выполнялись в различных условиях, в том числе полеты над Арктикой и Антарктикой.
Серийное производство на территории СССР планировалось запустить к 1986 году, но в 1984 году лицензия на создание машин этой модели была передана компании PZL Mielic, базирующейся в Польше. Всего было выпущено 198 самолетов. В 1992 году польская сторона создала модификацию Ан-28 с улучшенными двигателями и авионикой, получив название PZL M28.
Ан-14Ан-28
Летные и технические характеристики самолета
Ан-28 стал немного крупнее базового Ан-14, что позволило набрать большую грузоподъемность. Он имеет высоту 4,9 м и длину 13,1 м. Площадь крыла — 39,7 м², проем — 22,06 м. Зал, габариты которого составляют 1,74 × 5, 26 × 1,6 м, вмещает до 17 пассажиров. Экипаж состоит из одного-двух человек. Масса пустого самолета Ан-28 не превышает 3,9 тонны, максимальная посадочная масса ограничена 6,5 тонны, коммерческая масса может достигать 1,75 тонны.
Летно-технические характеристики Ан-28
На борту установлены два турбовинтовых двигателя ТВД-10Б мощностью 960 л.с. Они потребляют до 300 кг топлива в час. Самолет может разгоняться до 355 км / ч, его крейсерская скорость составляет 300 км / ч. Максимальная высота полета ограничена 7000 м. Дальность полета зависит от нагрузки и может варьироваться от 700 до 1250 км. При взлете требуется разбег 270 м, при посадке требуется разбег до 197 м.
Особенности и преимущества
Самолет пришел на смену устаревшей модели Ан-2. Перед конструкторами стояла задача создать современный качественный самолет. Его предполагалось использовать для перевозки пассажиров и грузов массой до 1500 кг.
В результате проделанной работы появился самолет Ан-28. Обладает прекрасными техническими и летными характеристиками.
Его преимущества:
- самолет выполняет полеты на максимальной высоте полета даже в сложных метеоусловиях;
- практическое обслуживание и ремонт;
- способность самолета работать на коротких взлетно-посадочных полосах;
- многофункциональность салона (салон можно переоборудовать для перевозки грузов).
При разработке проекта этого авиалайнера должное внимание было уделено технике безопасности полетов.
Конструкция крыла оснащена автоматической системой дифферента крыла. С его помощью при большом угле наклона и с потерей скорости самолет не глохнет.
Лодка автоматически опускает носовую часть, тем самым восстанавливая скорость полета. При этом сохранит желаемую управляемость. То есть даже в аварийной ситуации у пилотов будет время принять правильное решение.
Конструкторы специально для Ан-28 разработали систему, позволяющую уменьшить крен самолета. Позволяет проверить при работающем двигателе или на малых скоростях полета.
Самолет прошел испытания в различных климатических условиях. Он оборудован современными системами антифриза, вентиляции и кондиционирования.
Описание конструкции Ан-28
Самолет выполнен по высокорасположенной усиленной конструкции с двухкилевым вертикальным оперением, что позволило добиться высоких аэродинамических свойств. Планер собран из алюминиевых сплавов. Отдельные элементы были изготовлены из высокопрочной стали и композитных материалов.
Фюзеляж разделен на три части: носовую, центральную и хвостовую. Первый — кабина экипажа с обогреваемым тентом. Во втором — пассажирская зона с служебным отсеком. На Ан-28 всю кабину можно быстро собрать в грузовой отсек. В задней части фюзеляжа установлен двухстворчатый входной люк. При посадке пассажиров используется только левое крыло. Если требуется загрузка и разгрузка, откройте оба. Также можно использовать кран с подъемной балкой до 500 кг.
Крыло с двумя лонжеронами — кессонное. Он включает прямоугольную центральную секцию с 2-мя трапециевидными консолями. Он оснащен двумя стойками, закрепленными на раме. Свободное оперение выполнено в виде двухоплётного оперения. Имеет стабилизатор и два киля. Каждое крыло содержит два топливных бака общей емкостью 1960 литров.
Каркас состоит из трех ножек. Передняя часть полурычажного типа с не тормозным колесом. Размеры последнего — 59,5 × 18,5 см. Две основные опоры расположены под крылом. Каждый также оснащен одним колесом рычажного типа с дисковыми тормозами размером 72 × 32 см. Пилот может управлять передней стойкой, что позволяет задавать направление движения самолета по земле.
Силовая установка Ан-28 состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВД-10Б, мощность которых вместе достигает 960 л.с. Двигатели двухроторные с осевым компрессором. Каждый оборудован трехлопастным воздушным винтом модели АВ-24АН с изменяемым шагом и реверсивным режимом. Диаметр лопастей — 2,8 м. Пуск двигателя осуществляется электростартером, который питается от бортовых аккумуляторов, генератора или наземных источников. Основным источником питания во время полета являются два ГТ16ПЧ8.
Гидравлическая система отвечает за работу механизации крыла, торможения и поворота передней стойки шасси. Руль направления и элероны управляются вручную механическими элементами. Закрылки оснащены электродистанционной системой, закрылки со интерцепторами — электрогидравлическими. На борту есть все необходимое для радиосвязи и навигации. Система антиобледенения позволяет летать в сложных погодных условиях.
Короткий разбег – отличительное преимущество
Двухлонжеронное крыло получило большой размах. Его механизация проводилась с учетом многих летных факторов. Он состоит из убирающихся закрылков, автоматических лопастей, элеронов и интерцепторов. При полете на малой скорости самолет не глохнет, а просто опускает нос и начинает набирать высоту. Если двигатель выходит из строя, крен не увеличивается даже при включении тормоза-замедлителя.
Продвинутая механизация позволяет самолету взлетать и приземляться по довольно крутой траектории, что дает ему преимущество перед конкурентами. Он также способен летать под большими углами атаки и стабильно планировать в сложных погодных условиях.
Отличия, особенности и преимущества
Как указано в рекомендациях по сборке, модель имела много отличий от предыдущих проектов, в том числе:
- на фоне сохранения усиленной конструкции двухмоторного моноплана фюзеляж проектировался с показателями большой длины;
- поршневую систему заменяет силовая установка с газотурбинными двигателями, взлетная мощность которых составляет 950 л / с. При этом расход топлива находится в пределах 1,5 тыс. Литров;
- сделана совершенно новая конструкция как крыльев, так и хвостового оперения двуплавого персонажа, что видно на фото Ан-28;
- возможность летать на небольшие расстояния.
Также хотелось бы отметить индивидуальные особенности и особенности, присущие этой модели самолета.
Во-первых, наличие двух крыльев лонжерона с возможностью перекрытия большой площади, который располагался в фюзеляже (верхней части) и надежно фиксировался специальными подкосами из профиля основания. Крылья включали элероны автоматического управления и закрылки. Выбранная конструкция позволяла реализовать крутую траекторию взлета / посадки, стабильное планирование при наличии малых скоростей или значительных углов атаки.
Во-вторых, самолет был оснащен трехстоечным шасси, что позволяло использовать его даже с взлетно-посадочной полосой на земле. Также была (при необходимости) возможность их замены на лыжный вариант. В-третьих, эти показатели способствовали быстрому взлету с разбегом 260 метров даже с максимальной массой груза (для посадки требовался разбег в пределах 170 м).
С левой стороны борта находился вход в кабину экипажа, который занимал определенную переднюю часть фюзеляжа. Сзади находилась грузовая кабина, проход в нее обеспечивался проходом через дверь двухстворчатой конструкции. Он уже принадлежал задней части фюзеляжа, а также было зарезервировано место для хранения специального оборудования и некоторого медицинского оборудования, особенно носилок для больных или раненых.
Компоновка салона практически стандартная, максимальная вместимость — от 15 до 18 человек. Есть сиденья, встроенные в пол.
Если описывать технические характеристики Ан-28, то стоит остановиться на следующих моментах:
- самолет имеет длину 13 м, высоту около 5 метров, размах крыла новой конструкции — 22 метра;
- по параметрам массы можно судить о его легкости (по сравнению с предшественниками) — это 3,5 тысячи кг. Кроме того, взлетная масса составляет 5,6 тыс. Кг, а максимальная взлетная масса — 6,5 тыс. Кг.;
- способен развивать скорость до 350 км / ч при крейсерской скорости 335 км / ч;
- расстояние, которое он мог пройти без проблем — 1,5 тыс км, при максимальном перепаде высот около 9 тыс км.
После долгой эксплуатации самолет не раз подвергался доработке, появлялись новые виды транспортных и десантных задач другого назначения. Посмотреть полет из кабины Ан-28 вы можете в следующем видео.
Модификации самолета
Вскоре после выпуска Ан-28 конструкторы приступили к доработке. Они должны были расширить возможности самолета и сделать его более популярным. Каждый из них, включая базовую модель, может быть укомплектован поплавками или рамой для лыж.
Изменения:
- Ан-28А — Арктика, с увеличенным запасом топлива, предназначен для полетов над северными широтами;
- Ан-28Б1 — штурмовой самолет-амфибия, разработанный для вооруженных сил, может использоваться гражданскими лицами для перевозки грузов;
- Ан-28РМ — патрульно-спасательный образец, предназначенный для патрулирования границ и поиска жертв стихийных бедствий, оснащенный специальной РЛС;
- Ан-28Б1Р — морской патрульный самолет, оснащенный усовершенствованной воздушной радиолокационной станцией под обтекателем фюзеляжа;
- Ан-28Б2 — вариант для радиоэлектронной борьбы, использующий спецтехнику;
- Ан-28ТД — польская модификация транспортно-десантного типа, самолет предназначен для перевозки грузов и десанта по воздуху;
- M-28 «Skytrack» — это новая версия, разработанная польскими конструкторами на базе Ан-28.
Производство Ан-28 на территории СССР было закрыто вскоре после его создания. Польская версия, представленная М-28, выпускается и по сей день. Несмотря на свое устаревание, он хорошо справляется со своей задачей.
Катастрофы и аварии
По состоянию на 12 сентября 2012 г потеряно 25 самолетов типа Ан-28:
Дата | Номер доски | Место бедствия | Жертвы | Краткое описание |
14.08.1987 | 28741 | Усть-Немь, Коми | 0 / н / д | Примерная посадка. |
16.03.1990 | 28702 | Саммит | нс. | Тренировочный полет. |
18.08.1990 | 28761 | Рушан | нс. | Примерная посадка. |
23.10.1991 г | 28924 | Шелопугино | 0/13 | Примерная посадка. |
03.01.1992 | 28706 | Ляхш | 0 / н / д | Он сел, не дойдя до взлетно-посадочной полосы. |
10.10.1992 г | 28785 | Усть-Немь, Коми | 15/16 | Разбился вскоре после взлета из-за отказа левого двигателя |
28.08.1993 | HA-LAJ | Уэстон-он-Грин | 0/19 | самолет с десантниками упал с высоты 250 метров после отказа двигателя |
12.05.1994 | 28713 | Палана | 0/12 | Грубая посадка |
01.02.1995 | 28797 | шеф Шмидт | 0/10 | Во время захода на посадку по ошибке сработала передача заднего хода. |
29.11.1999 | ES-NOF | возле Щецина | 0/3 | Аварийная посадка после остановки двигателя |
29.12.1999 | 3C-JJI | возле Зонгулдака | 6/6 | Упал в море. |
14.04.2000 | 9Q-CZL | Киншаса | 0/0 | Пожар в аэропорту. |
23.08.2001 | 3C-LLA | Mugogo | 4/11 | У перегруженного самолета отказал двигатель. |
23.11.2001 | ES-NOV | в Кярдла | 2/17 | Я приехал на посадку по нестандартной траектории. |
29.01.2002 | YV-1043CP | Кавак | 0/17 | Частный самолет. Взлет с грунтовой взлетно-посадочной полосы при посадке. |
29.08.2002 | 28932 | в Аяне | 16/16 | Я пошел на посадку, несмотря на критические погодные условия. |
10.02.2003 | ES-NOY | Таллинн | 2/3 | Он упал на нос вскоре после взлета. |
30.10.2003 | ER-AJG | Дымовая труба | нс. | Он разбился, не достигнув взлетно-посадочной полосы. Вероятно, контрабандное оружие для армии ДРК. У него была молдавская регистрация, но ни одна авиакомпания не признала самолет «своим». |
31.03.2005 | 3C-ZZY | в Кампене | 3/4 | Неисправный самолет был отправлен в рейс и разбился из-за отказа двигателя |
24.12.2005 | ER-AJE | Судан | 2/2 | Он разбился вскоре после взлета. Он был арендован Африканским союзом для миротворческой миссии. |
03.08.2006 | 9Q-COM | в Букаву | 17/17 | При приземлении он врезался в гору. Он сильно изношен. |
11.11.2006 | 9Q-COL | Букаву | 0 / н / д | Примерная посадка. |
03.04.2008 | ПЗ-ТСО | Суринам | 19/19 | Разбился, вынужден перейти во второй раунд. Трасса была занята. |
15.05.2010 | ПЗ-ТСВ | Суринам | 8/8 | Полеты в непогоду. Обстоятельства выясняются. |
30.01.2012 | 9Q-CUN | Намоя | 3/5 | Коснитесь левого крыла дерева на склоне горы при приземлении в неблагоприятных погодных условиях |
12.09.2012 | RA-28715 | Камчатский край, Палана | 14 октября | Он разбился в горной местности в 10 км от аэропорта при заходе на посадку в сложных погодных условиях. Ошибка пилота при заходе на посадку. Этиловый спирт был обнаружен в крови летчиков. |
10.08.2015 | Магадан | 0/17 | Возврат в исходную точку из-за отказа двигателя. |
История разработки
Проект самолета Ан-28 начали создавать в конце 1970-х годов. На тот момент ОКБ им. Антонов, спроектирован Ан-14 «Пчелка». У него была ограниченная функциональность. Поэтому было решено его модернизировать.
Следующие части проекта могли быть изменены:
- фюзеляж;
- хвостовое оперение;
- крылья.
В результате изменений появился Ан-28. В 1969 году состоялся первый полет опытного образца. Впоследствии летные характеристики корабля были проверены в полетах из Арктики в Антарктику.
В 1975 году в небо взлетел первый опытный экземпляр. Его функциональность порадовала дизайнеров. В 1983 году производство самолетов этой серии началось на польском заводе. Через год взлетел первый самолет польского производства.
В 1986 году Ан-28 получил сертификат летной годности СССР. Впоследствии началась его фактическая эксплуатация. Производство самолетов продолжалось до 1997 года. За это время была выпущена 191 модель.
Эксплуатанты
Ан-28 может использоваться для выполнения множества различных задач. Поэтому самолет был востребован сразу после выхода на рынок. Он эксплуатировался в нескольких десятках стран и использовался как на гражданских, так и на военных объектах. Основными эксплуатантами были Аэрофлот и WSK-Mielec, которые использовали 148 и 106 самолетов соответственно. Последний также использовал М-28.
Самолет ДОСААФ Ан-28
К 2021 году количество выполняемых рейсов Ан-28 значительно снизилось. Основными операторами являются (воздушные суда):
- ООО «СиЛА» — 5;
- ВМС Польши — 3;
- ДОСААФ РФ — 3.
Что касается польской версии М-28, количество самолетов в эксплуатации намного больше. Основным оператором являются ВВС Польши, которые используют 23 машины. По 11 самолетов также используются ВМС Польши и Венесуэльской национальной гвардией.