Самолет Ан-28: технические характеристики и фото

История создания Ан-28

Двухдвигательный Ан-14 «Пчелка» был представлен в 1958 году. Несмотря на большие усилия конструкторов, он не смог завоевать популярность и не заменил устаревший Ан-2. Основная проблема модели заключалась в недостаточной мощности двигателей. Обе установки могли производить всего 600 л. С., Что было недостаточно даже для легкой авиации.

'Самолет Ан-14

Самолет Ан-14 «Пчелка”

В середине 1960-х конструкторы начали решать эту проблему, доработав самолет. Новая версия получила название Ан-14М. Он отличался улучшенными двигателями и более длинным фюзеляжем. В процессе разработки варианты используемой силовой установки менялись несколько раз, что создавало ряд проблем и приводило к задержке сроков. Предполагалось использовать двигатели ГТД-550СА, способные одновременно выдавать машину мощностью до 640 л.с. Минобороны настояло на этом решении, вынудив ОКБ отказаться от рассматриваемых Astazou XII и Oredon.

Самолет Ан-14М

Самолет Ан-14М

Количество предложенных изменений в новой версии Ан-14 привело к тому, что конструкторам пришлось переводить работы в полноценный проект. Дальнейшие улучшения были внесены в удлинение фюзеляжа и замену двигателей. Самолет получил усовершенствованную конструкцию крыла, переработанные стойки шасси и новое хвостовое оперение. В 1968 году было решено выбрать силовую установку перед ТВД-850 и провести первый испытательный полет. Тогда же самолет получил свое окончательное название, став новым Ан-28.

Самолет Ан-28

Самолет Ан-28

Начавшиеся сразу после полета испытания были отложены из-за нехватки средств на проект. Самолет пришлось немного доработать, устранив ряд недостатков. Все работы были завершены только в 1973 году. После очередного испытательного полета конструкторы заменили двигатели на ТВД-10Б.

Эксперт Ан-28 вылетел на новую силовую установку в 1975 году, что стало началом полноценного испытания. Они выполнялись в различных условиях, в том числе полеты над Арктикой и Антарктикой.

Серийное производство на территории СССР планировалось запустить к 1986 году, но в 1984 году лицензия на создание машин этой модели была передана компании PZL Mielic, базирующейся в Польше. Всего было выпущено 198 самолетов. В 1992 году польская сторона создала модификацию Ан-28 с улучшенными двигателями и авионикой, получив название PZL M28.

Ан-14Ан-28

фото Ан-28
Антонов Ан-28 Зал 213
Салон 28

Летные и технические характеристики самолета

Ан-28 стал немного крупнее базового Ан-14, что позволило набрать большую грузоподъемность. Он имеет высоту 4,9 м и длину 13,1 м. Площадь крыла — 39,7 м², проем — 22,06 м. Зал, габариты которого составляют 1,74 × 5, 26 × 1,6 м, вмещает до 17 пассажиров. Экипаж состоит из одного-двух человек. Масса пустого самолета Ан-28 не превышает 3,9 тонны, максимальная посадочная масса ограничена 6,5 тонны, коммерческая масса может достигать 1,75 тонны.

Летно-технические характеристики Ан-28

На борту установлены два турбовинтовых двигателя ТВД-10Б мощностью 960 л.с. Они потребляют до 300 кг топлива в час. Самолет может разгоняться до 355 км / ч, его крейсерская скорость составляет 300 км / ч. Максимальная высота полета ограничена 7000 м. Дальность полета зависит от нагрузки и может варьироваться от 700 до 1250 км. При взлете требуется разбег 270 м, при посадке требуется разбег до 197 м.

Особенности и преимущества


Самолет пришел на смену устаревшей модели Ан-2. Перед конструкторами стояла задача создать современный качественный самолет. Его предполагалось использовать для перевозки пассажиров и грузов массой до 1500 кг.

В результате проделанной работы появился самолет Ан-28. Обладает прекрасными техническими и летными характеристиками.

Его преимущества:

  • самолет выполняет полеты на максимальной высоте полета даже в сложных метеоусловиях;
  • практическое обслуживание и ремонт;
  • способность самолета работать на коротких взлетно-посадочных полосах;
  • многофункциональность салона (салон можно переоборудовать для перевозки грузов).

При разработке проекта этого авиалайнера должное внимание было уделено технике безопасности полетов.

Конструкция крыла оснащена автоматической системой дифферента крыла. С его помощью при большом угле наклона и с потерей скорости самолет не глохнет.

Лодка автоматически опускает носовую часть, тем самым восстанавливая скорость полета. При этом сохранит желаемую управляемость. То есть даже в аварийной ситуации у пилотов будет время принять правильное решение.

Конструкторы специально для Ан-28 разработали систему, позволяющую уменьшить крен самолета. Позволяет проверить при работающем двигателе или на малых скоростях полета.

Самолет прошел испытания в различных климатических условиях. Он оборудован современными системами антифриза, вентиляции и кондиционирования.

Описание конструкции Ан-28

Самолет выполнен по высокорасположенной усиленной конструкции с двухкилевым вертикальным оперением, что позволило добиться высоких аэродинамических свойств. Планер собран из алюминиевых сплавов. Отдельные элементы были изготовлены из высокопрочной стали и композитных материалов.

Фюзеляж разделен на три части: носовую, центральную и хвостовую. Первый — кабина экипажа с обогреваемым тентом. Во втором — пассажирская зона с служебным отсеком. На Ан-28 всю кабину можно быстро собрать в грузовой отсек. В задней части фюзеляжа установлен двухстворчатый входной люк. При посадке пассажиров используется только левое крыло. Если требуется загрузка и разгрузка, откройте оба. Также можно использовать кран с подъемной балкой до 500 кг.

Крыло с двумя лонжеронами — кессонное. Он включает прямоугольную центральную секцию с 2-мя трапециевидными консолями. Он оснащен двумя стойками, закрепленными на раме. Свободное оперение выполнено в виде двухоплётного оперения. Имеет стабилизатор и два киля. Каждое крыло содержит два топливных бака общей емкостью 1960 литров.

Каркас состоит из трех ножек. Передняя часть полурычажного типа с не тормозным колесом. Размеры последнего — 59,5 × 18,5 см. Две основные опоры расположены под крылом. Каждый также оснащен одним колесом рычажного типа с дисковыми тормозами размером 72 × 32 см. Пилот может управлять передней стойкой, что позволяет задавать направление движения самолета по земле.

Силовая установка Ан-28 состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВД-10Б, мощность которых вместе достигает 960 л.с. Двигатели двухроторные с осевым компрессором. Каждый оборудован трехлопастным воздушным винтом модели АВ-24АН с изменяемым шагом и реверсивным режимом. Диаметр лопастей — 2,8 м. Пуск двигателя осуществляется электростартером, который питается от бортовых аккумуляторов, генератора или наземных источников. Основным источником питания во время полета являются два ГТ16ПЧ8.

Гидравлическая система отвечает за работу механизации крыла, торможения и поворота передней стойки шасси. Руль направления и элероны управляются вручную механическими элементами. Закрылки оснащены электродистанционной системой, закрылки со интерцепторами — электрогидравлическими. На борту есть все необходимое для радиосвязи и навигации. Система антиобледенения позволяет летать в сложных погодных условиях.

Короткий разбег – отличительное преимущество

Двухлонжеронное крыло получило большой размах. Его механизация проводилась с учетом многих летных факторов. Он состоит из убирающихся закрылков, автоматических лопастей, элеронов и интерцепторов. При полете на малой скорости самолет не глохнет, а просто опускает нос и начинает набирать высоту. Если двигатель выходит из строя, крен не увеличивается даже при включении тормоза-замедлителя.

Преимущества Ан-28

Продвинутая механизация позволяет самолету взлетать и приземляться по довольно крутой траектории, что дает ему преимущество перед конкурентами. Он также способен летать под большими углами атаки и стабильно планировать в сложных погодных условиях.

Отличия, особенности и преимущества

Как указано в рекомендациях по сборке, модель имела много отличий от предыдущих проектов, в том числе:

  • на фоне сохранения усиленной конструкции двухмоторного моноплана фюзеляж проектировался с показателями большой длины;
  • поршневую систему заменяет силовая установка с газотурбинными двигателями, взлетная мощность которых составляет 950 л / с. При этом расход топлива находится в пределах 1,5 тыс. Литров;
  • сделана совершенно новая конструкция как крыльев, так и хвостового оперения двуплавого персонажа, что видно на фото Ан-28;
  • возможность летать на небольшие расстояния.

Также хотелось бы отметить индивидуальные особенности и особенности, присущие этой модели самолета.

Во-первых, наличие двух крыльев лонжерона с возможностью перекрытия большой площади, который располагался в фюзеляже (верхней части) и надежно фиксировался специальными подкосами из профиля основания. Крылья включали элероны автоматического управления и закрылки. Выбранная конструкция позволяла реализовать крутую траекторию взлета / посадки, стабильное планирование при наличии малых скоростей или значительных углов атаки.

Во-вторых, самолет был оснащен трехстоечным шасси, что позволяло использовать его даже с взлетно-посадочной полосой на земле. Также была (при необходимости) возможность их замены на лыжный вариант. В-третьих, эти показатели способствовали быстрому взлету с разбегом 260 метров даже с максимальной массой груза (для посадки требовался разбег в пределах 170 м).

С левой стороны борта находился вход в кабину экипажа, который занимал определенную переднюю часть фюзеляжа. Сзади находилась грузовая кабина, проход в нее обеспечивался проходом через дверь двухстворчатой ​​конструкции. Он уже принадлежал задней части фюзеляжа, а также было зарезервировано место для хранения специального оборудования и некоторого медицинского оборудования, особенно носилок для больных или раненых.

Компоновка салона практически стандартная, максимальная вместимость — от 15 до 18 человек. Есть сиденья, встроенные в пол.

Если описывать технические характеристики Ан-28, то стоит остановиться на следующих моментах:

  • самолет имеет длину 13 м, высоту около 5 метров, размах крыла новой конструкции — 22 метра;
  • по параметрам массы можно судить о его легкости (по сравнению с предшественниками) — это 3,5 тысячи кг. Кроме того, взлетная масса составляет 5,6 тыс. Кг, а максимальная взлетная масса — 6,5 тыс. Кг.;
  • способен развивать скорость до 350 км / ч при крейсерской скорости 335 км / ч;
  • расстояние, которое он мог пройти без проблем — 1,5 тыс км, при максимальном перепаде высот около 9 тыс км.

После долгой эксплуатации самолет не раз подвергался доработке, появлялись новые виды транспортных и десантных задач другого назначения. Посмотреть полет из кабины Ан-28 вы можете в следующем видео.

Модификации самолета

Вскоре после выпуска Ан-28 конструкторы приступили к доработке. Они должны были расширить возможности самолета и сделать его более популярным. Каждый из них, включая базовую модель, может быть укомплектован поплавками или рамой для лыж.

Изменения в самолете Ан-28

Изменения:

  • Ан-28А — Арктика, с увеличенным запасом топлива, предназначен для полетов над северными широтами;
  • Ан-28Б1 — штурмовой самолет-амфибия, разработанный для вооруженных сил, может использоваться гражданскими лицами для перевозки грузов;
  • Ан-28РМ — патрульно-спасательный образец, предназначенный для патрулирования границ и поиска жертв стихийных бедствий, оснащенный специальной РЛС;
  • Ан-28Б1Р — морской патрульный самолет, оснащенный усовершенствованной воздушной радиолокационной станцией под обтекателем фюзеляжа;
  • Ан-28Б2 — вариант для радиоэлектронной борьбы, использующий спецтехнику;
  • Ан-28ТД — польская модификация транспортно-десантного типа, самолет предназначен для перевозки грузов и десанта по воздуху;
  • M-28 «Skytrack» — это новая версия, разработанная польскими конструкторами на базе Ан-28.

Производство Ан-28 на территории СССР было закрыто вскоре после его создания. Польская версия, представленная М-28, выпускается и по сей день. Несмотря на свое устаревание, он хорошо справляется со своей задачей.

Катастрофы и аварии

По состоянию на 12 сентября 2012 г потеряно 25 самолетов типа Ан-28:

Дата Номер доски Место бедствия Жертвы Краткое описание
14.08.1987 28741 Усть-Немь, Коми 0 / н / д Примерная посадка.
16.03.1990 28702 Саммит нс. Тренировочный полет.
18.08.1990 28761 Рушан нс. Примерная посадка.
23.10.1991 г 28924 Шелопугино 0/13 Примерная посадка.
03.01.1992 28706 Ляхш 0 / н / д Он сел, не дойдя до взлетно-посадочной полосы.
10.10.1992 г 28785 Усть-Немь, Коми 15/16 Разбился вскоре после взлета из-за отказа левого двигателя
28.08.1993 HA-LAJ Уэстон-он-Грин 0/19 самолет с десантниками упал с высоты 250 метров после отказа двигателя
12.05.1994 28713 Палана 0/12 Грубая посадка
01.02.1995 28797 шеф Шмидт 0/10 Во время захода на посадку по ошибке сработала передача заднего хода.
29.11.1999 ES-NOF возле Щецина 0/3 Аварийная посадка после остановки двигателя
29.12.1999 3C-JJI возле Зонгулдака 6/6 Упал в море.
14.04.2000 9Q-CZL Киншаса 0/0 Пожар в аэропорту.
23.08.2001 3C-LLA Mugogo 4/11 У перегруженного самолета отказал двигатель.
23.11.2001 ES-NOV в Кярдла 2/17 Я приехал на посадку по нестандартной траектории.
29.01.2002 YV-1043CP Кавак 0/17 Частный самолет. Взлет с грунтовой взлетно-посадочной полосы при посадке.
29.08.2002 28932 в Аяне 16/16 Я пошел на посадку, несмотря на критические погодные условия.
10.02.2003 ES-NOY Таллинн 2/3 Он упал на нос вскоре после взлета.
30.10.2003 ER-AJG Дымовая труба нс. Он разбился, не достигнув взлетно-посадочной полосы. Вероятно, контрабандное оружие для армии ДРК. У него была молдавская регистрация, но ни одна авиакомпания не признала самолет «своим».
31.03.2005 3C-ZZY в Кампене 3/4 Неисправный самолет был отправлен в рейс и разбился из-за отказа двигателя
24.12.2005 ER-AJE Судан 2/2 Он разбился вскоре после взлета. Он был арендован Африканским союзом для миротворческой миссии.
03.08.2006 9Q-COM в Букаву 17/17 При приземлении он врезался в гору. Он сильно изношен.
11.11.2006 9Q-COL Букаву 0 / н / д Примерная посадка.
03.04.2008 ПЗ-ТСО Суринам 19/19 Разбился, вынужден перейти во второй раунд. Трасса была занята.
15.05.2010 ПЗ-ТСВ Суринам 8/8 Полеты в непогоду. Обстоятельства выясняются.
30.01.2012 9Q-CUN Намоя 3/5 Коснитесь левого крыла дерева на склоне горы при приземлении в неблагоприятных погодных условиях
12.09.2012 RA-28715 Камчатский край, Палана 14 октября Он разбился в горной местности в 10 км от аэропорта при заходе на посадку в сложных погодных условиях. Ошибка пилота при заходе на посадку. Этиловый спирт был обнаружен в крови летчиков.
10.08.2015 Магадан 0/17 Возврат в исходную точку из-за отказа двигателя.

История разработки

Проект самолета Ан-28 начали создавать в конце 1970-х годов. На тот момент ОКБ им. Антонов, спроектирован Ан-14 «Пчелка». У него была ограниченная функциональность. Поэтому было решено его модернизировать.

Следующие части проекта могли быть изменены:

  • фюзеляж;
  • хвостовое оперение;
  • крылья.

В результате изменений появился Ан-28. В 1969 году состоялся первый полет опытного образца. Впоследствии летные характеристики корабля были проверены в полетах из Арктики в Антарктику.

В 1975 году в небо взлетел первый опытный экземпляр. Его функциональность порадовала дизайнеров. В 1983 году производство самолетов этой серии началось на польском заводе. Через год взлетел первый самолет польского производства.

В 1986 году Ан-28 получил сертификат летной годности СССР. Впоследствии началась его фактическая эксплуатация. Производство самолетов продолжалось до 1997 года. За это время была выпущена 191 модель.

Эксплуатанты

Ан-28 может использоваться для выполнения множества различных задач. Поэтому самолет был востребован сразу после выхода на рынок. Он эксплуатировался в нескольких десятках стран и использовался как на гражданских, так и на военных объектах. Основными эксплуатантами были Аэрофлот и WSK-Mielec, которые использовали 148 и 106 самолетов соответственно. Последний также использовал М-28.

Операторы самолетов Ан-28

Самолет ДОСААФ Ан-28

К 2021 году количество выполняемых рейсов Ан-28 значительно снизилось. Основными операторами являются (воздушные суда):

  • ООО «СиЛА» — 5;
  • ВМС Польши — 3;
  • ДОСААФ РФ — 3.

Что касается польской версии М-28, количество самолетов в эксплуатации намного больше. Основным оператором являются ВВС Польши, которые используют 23 машины. По 11 самолетов также используются ВМС Польши и Венесуэльской национальной гвардией.

Оцените статью
Блог о правилах перелетов