- История создания самолёта
- Применение
- Характеристики
- Конструкция
- Несколько интересных фактов
- Дата выпуска и модификации
- Технические и лётные характеристики
- Часто задаваемые вопросы
- Ан-2 польского производства
- Схема посадочных мест в салоне самолёта
- Кем эксплуатируется
- Имеющиеся аналоги
- За дело берётся Антонов
- Достоинства и недостатки Ан-2
- История разработки
- Кабина Ан-2
- Интересные факты
- Управление самолетом
- Описание
- Варианты модернизации
- Модификации Ан-2
- Погром 1952-го
- “Сердце” нашего самолета
- Удобства
- Фото самолета Антонов Ан-2/Ан-3
- Современные проблемы
- Ан-2 идёт в серию
- От создателей Ил-14
- Производитель
- Эксплуатация
- Попытки модернизации
- Завершение серийного производства
- Когда закончили выпуск
История создания самолёта
Советские конструкторы работали над проектом нового самолета еще до начала войны. ОКБ возглавил молодой изобретатель из Ленинграда О.К. Антонов. Вместо устаревшего биплана По-2 решили создать новый самолет, напоминающий немецкий Fieseler 156 «Storch». Началась война, работа над проектом была отложена. Конструкторы вернулись к разработке нового самолета только в 1946 году.
По-2
Антонов снова стал курировать дизайн самолета. Его конструкторское бюро на Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова разработала прототип будущего Ан-2 — сельскохозяйственного рабочего самолета от SCA 1. Новый самолет был простым и надежным и мог приземлиться на любой площадке. В 1947 году впервые был запущен SHA 1. Володин был летчиком-испытателем нового аппарата. Автомобиль проехал несколько кругов над аэропортом, пробыл в небе 30 минут и успешно приземлился на взлетно-посадочной полосе.
Олег Константинович Антонов
Аэродинамика нового самолета улучшена за счет использования двигателя АШ-62ИР вместо двигателя Швецова. Улучшены аэродинамические качества самолета. Новый двигатель позволял развивать мощность 1000 л.с и имел грузоподъемность 840 кг, при этом его летные параметры остались прежними. Государственные испытания нового самолета проходили в течение 1947 и 1948 годов. В ходе государственных испытаний самолет своим ходом, совершив несколько посадок, вылетел в Подмосковье.
АШ-62ИР
В 1949 году Ан был запущен в серийное производство на Киевском военно-воздушном заводе. Здесь с 1949 по 1963 год произведено более 3 тысяч автомобилей. В 1959 году был открыт еще один авиационный завод (WSK «PZL-Mielec») по производству An в Польше. Производство Ан-2 продолжалось до 2002 года. За этот период в Польше было произведено более 11 тысяч автомобилей. С 1966 по 1971 год на Долгопрудненском заводе было выпущено около 500 самолетов. С 1973 по 2013 год Ан производился в Китае. Самолет вошел в Книгу рекордов Гиннеса как первый серийный самолет за более чем 60 лет.
Применение
Ан-2 использовался для сельскохозяйственных работ, перевозки авиапассажиров и грузов на короткие расстояния. Самолет использовался для выполнения тренировочных прыжков с парашютом. Самолет мог приземлиться на любой взлетно-посадочной полосе, даже неподготовленной. У него был небольшой разбег и относительно небольшой расход бензина. Эти технические характеристики позволили использовать машину для полетов на малоразвитые территории Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера.
Ан-2 использовался для обработки кукурузных полей химикатами, поэтому самолет получил прозвище «кукурузник».
Всего было выпущено более 18 тысяч самолетов этой марки. Некоторые модели используются до сих пор.
Характеристики
Летно-технические данные:
- экипаж — 2 человека.;
- количество авиапассажиров — 12 человек.;
- грузоподъемность — 1500 кг;
- длина — 12,4 м;
- высота — 5,35 м;
- габариты грузового отсека — 4,1х1,8х1,6 м;
- размах крыла — 8,42 / 5,79 м;
- площадь крыла — 71,52 кв м;
- масса пустого — от 3 400 до 3 690 кг;
- взлетная масса — от 5250 до 5500 кг;
- дальность полета — 990 км;
- взлетная скорость — 80 км / ч;
- потолок — от 4200 до 4500 м;
- скорость полета — 236 км / ч;
- максимальная скорость — 300 км / ч;
- крейсерская скорость — 180 км / ч;
- двигатель — АШ 62 ИК;
- объем топлива — 1 240 л;
- расход топлива в час — от 140 до 250 кг;
- взлетная дистанция — 235 м.
Конструкция
Ан-2 — легкий самолет с поршневым двигателем (АШ-62ИР). Это биплан с усиленным крылом. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический полумонокок. Корпус и рама крыльев были выполнены из алюминия. Крылья прямые, с двумя лонжеронами. В кессоне крыла имеются I-образные подкосы.
Ан-2 сотовый
Ан имеет четырехлопастный металлический винт. Правда, у первых моделей был деревянный винт, но позже его заменили на металлический. Рама — трехколесный, с колесом вместо задней стойки. Все колеса рамы не убираются, но могут быть заменены на лыжи. Топливные баки расположены в верхнем крыле самолета.
Кабина пилота выпуклая по бокам. Такая конструкция этой части самолета Ан-2 значительно улучшает обзор. На лобовом стекле установлена спиртовая система антифриза. В грузовом отсеке — в зависимости от назначения — 12 откидных сидений или баков для химикатов. Чертежи Ан-2 за время эксплуатации неоднократно переделывались.
Несколько интересных фактов
Биплан-долгожитель за свою историю накопил много интересного. Вот некоторые факты:
- Первая модель самолета — У-2 — совершила первый полет 7 января 1928 года. Она создавалась под руководством Николая Поликарпова.
- В Советском Союзе летчиков обучали на У-2. Благодаря ему тысячам летчиков открылась дорога в небо.
- В 1932 году на У-2ВС можно было разместить шесть восьмикилограммовых бомб на специальных установках, а в задней кабине находился наконечник стрелы, оснащенный пулеметом ПВ-1.
- Мы уже писали, сколько весит взлетный биплан, пустой учебный — всего 656 кг. Максимальная скорость «кукурузы» 135-150 км / ч, для разбега и взлета нужно не более 15 метров.
- Во время войны 1941-1945 годов немцы очень боялись советских У-2, называли их «швейной машинкой» и «кофемолкой». Особенно во время ночных бомбежек.
- Во время войны стали вспоминать женщин, впоследствии ставших пилотами бипланов. 23 из них получили звание Героя.
- На очень малых высотах они были совершенно незаметны для систем ПВО. По этой причине их было очень сложно снести.
- Летчики-испытатели из Украины покорили Южный полюс на этом самолете.
Дата выпуска и модификации
Самолет CRJ 200
Летопись самолета АН начинается еще до войны, в начале 40-х годов прошлого века, когда Антонову было поручено создать самолет простой конструкции для решения в основном сельскохозяйственных задач (борьба с вредителями сельскохозяйственных культур), аналогичный немецкому бипланы, призванные заменить его истощенный легкий ПО-2. Ему также приходилось выполнять другие военно-транспортные работы. Были предъявлены требования к возможностям новой машины: посадка и взлет с любой поверхности, будь то местность или вообще лесные поляны. По технической эксплуатации такой самолет должен был быть проще дорогих вертолетов, а также неприхотлив в обслуживании и условиях эксплуатации. Из-за войны начало разработки пришлось отложить до 1946 года. Свой первый испытательный полет AN2 совершил в 1947 году, преодолев 3000 километров.
Самолет имеет множество модификаций, позволяющих выполнять работы в разных районах и климатических условиях:
- Ан-2С — медицинский транспорт;
- Ан-2СХ — для сельскохозяйственных работ (в основном, опрыскивание посевов от вредителей, за что получил прозвище «кукуруза»);
- Ан-2Т — транспортный (способен перевозить около тонны груза);
- Ан-2ТП: перевозит как грузы, так и пассажиров;
- Ан-2ТД — предназначен для десантирования гражданских войск и десантников (с выдвижной платформой);
- Ан-2Ф — оборудован для аэрофотосъемки, также выполняет ночную артиллерийскую разведку, оборудован кабиной штурмана в очереди, двигатель и кабина экипажа покрыты наружным слоем брони;
- Ан-4 — самолет с возможностью посадки;
- Ан-6 — выполняет метеорологическую разведку;
- Ан-2 — для картографических съемок (со встроенными камерами);
- Ан-2 — для радиационных (с радиометром) и геологоразведочных работ (с магнитометром);
- Ан-2 — для аварийно-спасательных работ (с люком в полу и железнодорожным вагоном);
- Ан-2Л — для тушения лесных пожаров (с баками для тушащих смесей);
- Ан-2М — для сельскохозяйственных работ с длинным фюзеляжем;
- Ан-2П — для пассажирского транспорта;
- Ан-2С Санитарный — на борту могут разместиться 6 лежачих больных (есть специальные носилки) и 2 сопровождающих, оборудован системой теплоизоляции, аптечкой и туалетом;
- Экраноплан Ан-2Э;
- Ан-2ПК — для работы в полярных условиях (с рамой лыж и дополнительными обогревателями).
За весь период производства было собрано более 18000 экземпляров самолетов AN2, которые выполняли свои обязанности в нескольких десятках стран мира.
Технические и лётные характеристики
- Экипаж — 2 человека;
- Пассажировместимость — 12 человек;
- Грузоподъемность — 1,5 тонны;
- Размах крыла: верхний / нижний: 8,4 / 5,7 м;
- Площадь бокса крыла — 71,5 м2;
- Конструкционная масса: 3 400-3 690 кг;
- Объем топливного бака — 1 240 л;
- Скорость: номинальная / допустимая / крейсерская — 236/300/180 км / ч;
- Дальность полета — 990 км;
- Максимальная высота — 4,2 км с максимально допустимой взлетной массой;
- Диаметр шнека — 3,6 м;
- Возможность применения вооружения: бомбы массой до 250 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-5М или С-5К.
Часто задаваемые вопросы
- Как купить билет, не выходя из дома?
- Укажите в обязательных полях маршрут, дату поездки и количество пассажиров, система подберет варианты из предложений сотен авиакомпаний.
- Из списка выберите рейс, который вам подходит.
- Введите свои личные данные — они необходимы для оформления билета. Оплачивайте билеты кредитной картой.
- Как выглядит электронный билет и где его получить? После оплаты на сайте в базе авиакомпании появится новая запись — это ваш электронный билет. Отныне вся информация о рейсах будет храниться у перевозчика. Современные авиабилеты не оформляются в бумажном виде. Посмотреть, распечатать и взять с собой в аэропорт можно не сам билет, а маршрутную квитанцию. Содержит номер вашего электронного билета и всю информацию о вашем рейсе. Как вернуть электронный билет Правила возврата билетов устанавливает авиакомпания. Обычно чем дешевле билет, тем меньше денег можно вернуть. Чтобы вернуть билет, как можно скорее свяжитесь с оператором.
Ан-2 польского производства
Производство самолетов Ан-2 на заводе PZL-Mielec в 1960-1991 гг.Обозначение модификации Расшифровка обозначения All Inclusive для СССР, а также для других стран
R CX | сельское хозяйство | 7786 | 7075 | 711 |
TPTP | transportowo-Pasażerska | 1586 | 1537 | 49 |
TDTD | transportowo-Desantowa | 1405 | 1028 | 377 |
RP | pasażerska | 837 | 821 | 16 |
МБ | водная морска (гидросамолет) | 148 | 122 | 26 год |
TT | транспорт | 69 | 69 | |
RTD | rolniczo-Transportowo-Desantowa | 19 | 19 | |
FF | фотограмметрия | 5 | 5 | |
Другой | 26 год | 26 год | ||
Общий | 11881 | 10583 | 1298 |
Поставка самолетов Ан-2 производства PZL-Mielec№ П / п Статус Объем, шт.
1. | СССР СССР | 10583 |
2. | ПНР ПНР | 460 |
3. | НРБ НРБ | 222 |
4. | RS Румыния RS Румыния | 132 |
5. | Венгерские Народные Республики Венгерские Народные Республики | 119 |
6. | КНДР КНДР | 115 |
7. | Югославия Югославия | 63 |
8. | Чехословакия Чехословакия | 49 |
9. | MPR MPR | 47 |
10. | ГДР ГДР | ветры |
11. | Турция Турция | 15 |
12. | Вьетнам Вьетнам | 14 |
13. | Ирак Ирак | 13 |
14. | Соединенное Королевство Соединенное Королевство | 10 |
15. | Венесуэла Венесуэла | девять |
16. | Куба Куба | 4 |
17. | Никарагуа Никарагуа | 2 |
18. | Колумбия Колумбия | 2 |
19. | Франция Франция | 1 |
20. | Нидерланды Нидерланды | 1 |
Общий | 11881 |
Большинство Ан-2 производилось на польском заводе PZL Mielec pl, где производились планер и сборка самолета. Двигатели производили 2 польских завода: PZL Kalisz pl и PZL Rzeszów. Хвостовое оперение, лыжи, плавающее шасси и химическое оборудование производились на заводе WSK в Окенце.
Схема посадочных мест в салоне самолёта
Модификация Ан-2П предназначалась для перевозки пассажиров на короткие расстояния. В салоне было 12 пассажирских мест. Их расположили в 2 ряда. Было 3 стула в ряд. 2 места было по одну сторону, одно — с другой. Между ними был проход. Размеры салона — 4,2х1,65х1,85 м. В некоторых автомобилях было 13 посадочных мест. Зал имел коридор на 6 и 7 мест по бокам.
Компоновка салона Ан-2
Уровень комфорта в таких моделях невысокий. Во время полета пассажиры самолета почувствовали сильную дрожь, в салоне было очень шумно. При двухрядной расстановке сидений малейшие неудобства испытывали пассажиры, сиденья которых находились посередине. В последние годы Ahn покупают энтузиасты редких самолетов. Частники переделывают кукурузную выставку на свое усмотрение.
Кем эксплуатируется
С середины 2010-х годов в Российской Федерации находится в эксплуатации 1580 самолетов, из них 322 находятся в очень хорошем состоянии. Остальное требует значительных доработок.
В Украине — 135 самолетов модификации Ан-2. Из них 54 годны к полетам.
Другие операторы:
- Казахстан — 290 самолетов;
- Беларусь — 82 Ан-2;
- Узбекистан — 143 «Кукуруза»;
- Туркменистан — 89 самолетов;
- Армения — 4 модели;
- Молдова — 13 самолетов.
В России в середине 2017 года большинство задач малой авиации решалось именно с помощью всеми любимой модели Антонова.
Имеющиеся аналоги
В современном мире аналогов Ан-2 нет. Однако похожий по конструкции и характеристикам самолет можно назвать Bellanca AirCruiser, который впервые поднялся в воздух в 1930 году. Несмотря на то, что это моноплан, он очень похож на разработку Антонова.
Крейсер Bellanca
За дело берётся Антонов
Конфигурация, аналогичная самолету CX-1, пришла в голову Олегу Антонову в 1940 году. Его модель называлась «Самолет № 4». Антонову повезло больше. В тяжелые военные годы не было времени на «удачу», но в конце Великой Отечественной войны, когда экономический подъем уже начался, Антонову удалось получить заказ на свой самолет через Никиту Хрущева. Будущий генсек еще не был поклонником кукурузы, но уже считал себя большим специалистом в области сельского хозяйства.
Однако поддержка Хрущева только помогла Антонову создать опытный самолет и подготовить документацию. Поступающие в научно-исследовательские институты по гражданской и военной авиации постановления удручали. Самолет был описан как слишком дорогой и непригодный для обслуживания за пределами аэропортов. Грузоподъемность 1,5 тонны посчитали слишком маленькой.
Антонов не сдавался. Он убедил своего непосредственного начальника Александра Яковлева (его заместителем был Антонов) отпустить его в Новосибирск, где находился филиал Яковлевской конторы. Там конструктор быстро увлек своей идеей нескольких коллег, однако в январе 1946 года убедил Яковлева в необходимости создания будущего Ан-2. Решение Яковлева стало решающим: 31 мая 1946 года специальным постановлением Политбюро было создано КБ Антонова и утверждена постройка самолета, до сих пор называемого просто Т-транспортным. Таким образом, Антонов стал самостоятельным главным конструктором.
Достоинства и недостатки Ан-2
Применение Ан-2 при тушении пожаров
Основное преимущество Ан-2 — его летно-технические и эксплуатационные характеристики. Самолет неприхотлив, универсален, прост и доступен для решения любой задачи.
Это включает:
- перевозка пассажиров и грузов на местных авиалиниях;
- сельскохозяйственные работы, такие как химическое опрыскивание;
- высадка парашютистов-любителей;
- освоение нежилых территорий, в том числе крайнего севера.
Основной список преимуществ:
- хорошие летные характеристики;
- небольшой взлетно-посадочный пробег;
- нетребовательна к специальной заправочной технике.
Планирование при нехватке топлива также является важным аспектом. Самолет не сразу выходит из строя, а переходит в режим парашютизма, что позволяет ему приземлиться без повреждений даже при отсутствии топлива. Также обращают внимание на возможность полета на малых скоростях — до 40 км / ч.
Выявление недостатков этого самолета — вопрос спорный. Использование биплана 70-летней давности в современных условиях уже говорит об отсутствии серьезных недостатков. Основные недостатки связаны с ограничениями по вместимости и дальности полета. Однако, учитывая предназначение этих самолетов, они не считаются критическими.
Отдельно выделяются инциденты с Ан-2. За годы деятельности зафиксировано 622 случая. По состоянию на конец 2017 года в этих авариях погиб 781 человек. В авариях нет закономерностей: аварии случаются по разным причинам — от отказа оборудования до ошибок пилотирования.
История разработки
После войны в СССР возникла необходимость в создании небольшого самолета, который можно было использовать в сельском хозяйстве. В США такие агрегаты уже были. Поэтому руководство страны решило создать подобное подразделение.
К проекту были предложены следующие требования:
- возможность взлета и посадки на неподготовленных маршрутах;
- свободная эксплуатация в различных климатических условиях;
- обслуживание самолетов не должно требовать создания новых технологий;
- его управление должно быть простым и удобным.
Разработка этого проекта была поручена коллективу КБ, созданному в 1946 году на базе Новосибирского авиационного завода имени В.И. Чкалова. В то время его главным конструктором был Антонов О.К. Под его руководством была создана модель самолета СХА-1. Его модернизировали в течение нескольких лет.
Важный. Получив задание руководства СССР, конструкторы решили переименовать свой прототип. Он назывался Ан-2. Его тактико-технические характеристики соответствовали всем заявленным требованиям.
Уже в 1947 году в небо взлетел первый прототип «Аннушки». На нем летал летчик-испытатель П. Н. Володин. Самолет провел в полете 30 минут на высоте 1200 м. В конце того же года планировались государственные испытания. Они проводились до марта 1948 года.
Серийно Ан-2 производился на Киевском заводе. Первый серийный образец подняли в небо в 1949 году. Самолеты приняли в Китае. Это государство получило лицензию на их производство. Они выпустили корабль с обозначениями Y-7 и Y-5. Эти модели сохранили все летные характеристики своего прототипа Ан-2.
В настоящее время КНР занимается производством Ан-2. Россия и Польша улучшают уже существующие изменения. Самолет занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Это самый производимый самолет. Он находится в производстве более 60 лет.
Кабина Ан-2
Интересные факты
- Для курсантов летных училищ гражданской авиации Ан-2 стал своеобразным учебным стендом.
- Взлетая и приземляясь на крошечные платформы, Ан-2 стал незаменимым перевозчиком людей и грузов на просторах Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, а также обеспечивал доставку пассажиров в областные, районные центры или отдаленные поселки.
- Ан-2 был занесен в Книгу рекордов Гиннеса за длительный период деятельности — более 65 лет, и как самый большой биплан в мире с одним двигателем и самый массовый многоцелевой самолет.
- Модификация Ан-2, известная как Ан-3Т, с украинскими пилотами побывала на Южном полюсе, пролетев там на высоте 4000 метров, максимальной для этого типа самолетов.
Обновленный Ан-2-100
Ан-2
Ан-2
Ан-2
Обновленный Ан-2-100
Ан-2
Ан-2 в небе Ан-2 перевернулся и приземлился недалеко от Ивделя
Управление самолетом
Пилоты, которым приходилось управлять самолетом, говорят, что он хорошо летает на малых скоростях, примерно до 50 км / ч. Когда скорость автомобиля снижается, планки выдвигаются, и автомобиль летит дальше. Самолет может планировать со скоростью 40 км / ч и с выключенным двигателем, что позволяет использовать его в ночное время и в случае отказа двигателя. Это самый большой известный одномоторный биплан в мире.
Ан-2 в некоторых случаях приземлялся недолго, через полосу современных аэропортов, где взлетно-посадочная полоса залита бетоном. Были случаи, когда при сильном боковом ветре невозможно было посадить машину по взлетно-посадочной полосе, но ее ширины хватало и для этого, и для дополнительного контроля.
Описание
Ан-2 выполнен по схеме биплана, корпус и рама крыльев выполнены из алюминия. Крылья изготовлены из полиэстера. Двигатель — поршневой, воздушного охлаждения, 1000 л.с. Самолет оснащен четырехлопастным металлическим воздушным винтом. Рама не убирается, с хвостовым колесом колеса легко заменяются на лыжи. Топливные баки расположены в верхнем крыле машины. Кабина пилота выпуклая по бокам: это значительно улучшает обзор. Экипаж — два человека. Некоторые особенности были внедрены в самолет специально для работы в условиях неподготовленной взлетно-посадочной полосы.
Самолет оснащен надежной тормозной системой, позволяющей размещать Ан-2 на коротких платформах. Есть специальная система заправки, позволяющая заправляться из любой тары без дополнительного оборудования. Само устройство биплана предельно простое.
«Кукуруза» может летать даже на очень малых скоростях, при этом она не попадает во вращение. На скорости 40 км / ч самолет переходит в режим парашютизма и приземляется.
Варианты модернизации
Первая попытка глубокой модернизации Ан-2 была предпринята в 2011 году, заказчиком выступило Минпромторг РФ. Целью переделки была установка новых двигателей: в то время в России не производились конкурентоспособные силовые установки для малой авиации. Поэтому был подписан контракт с американской компанией Honeywell на установку двигателей. Условием контракта была годовая потребность в 40 и более автомобилей. Однако американские двигатели получили всего 25 моделей — запрос на такие модификации не оправдал ожиданий.
В 2012 году Минтранс объявил о масштабной модернизации Ан-2, планируя ее реализацию в 2015 году. В 2013 году были проведены испытания «Кукурузы» с турбовинтовым двигателем. В 2017 году была разработана конструкция цельнокомпозитного самолета «Байкал», серийный запуск которого ожидается в 2021 году на производственной базе Улан-Удэнского авиационного завода.
Модификации Ан-2
Самолет имеет множество модификаций, позволяющих использовать его для различных задач. Машины работают в любых природно-климатических условиях.
Модификации и назначение:
- СХА, СХА-2, Ан-2СХ, Ан-3СХ — сельскохозяйственные работы;
- Ан-2П — авиационный пассажирский транспорт;
- Ан-2 — с магнитометром для поиска месторождений железной руды;
- Ан-2Л — тушение лесных пожаров;
- Ан-2Э — экраноплан;
- Ан-2М — для сельскохозяйственных работ, имеет длинный фюзеляж;
- Ан-2Т — транспортный;
- Ан-2 — самолет радиационной разведки;
- Ан-2ТП — авиагрузовой и пассажирский транспорт;
- Ан-2 — по заказу ВМФ с аппаратурой дистанционного управления катерами-мишенями;
- Ан-2А — с пушкой АО 9, противовоздушной;
- Ан-2ЛП — для тушения лесных пожаров;
- Ан-3Т — транспортный (1800 кг);
- Ан-3Т-08 — лесной патруль;
- Ан-3Т-10 — посадочный;
- Ан-2ТД — десант гражданских десантников;
- Ан-2 — для уничтожения сусликов (насадки с рассыпным зерном);
- Ан-2С — санитарный, для перевозки больных;
- Ан-3Т-07 — пассажирский на 12 мест, есть туалет;
- Ан-3ТБК — с салоном бизнес-класса;
- Ан-4 — на приводнение;
- Ан-3 — грузопассажирский с турбовинтовым двигателем;
- Ан-6 — метеорологическая съемка;
- Ан-2 — спасательный (с люком в полу и тележкой на гусеницах);
- Ан-2Ф — аэрофотосъемка, ночная разведка;
- Ан-2 — картографический (с фотоаппаратами);
- производство Китай — Y-5, Y-5A, Y-5B, Y-5C, Y-5K;
- выпущены в Польше — Ан-2ПФ, Ан-2Г, Ан-2ПД-5, Ан-2ПК, Ан-2ПД-6, Ан-2РТ, Ан-2ПРТВ, Ан-2Р, Лала-1 (летающая лаборатория).
Погром 1952-го
В конце 1952 года правительство СССР приняло решение наладить производство деталей фюзеляжа Ил-28 в Киеве. Легендарный бомбардировщик (ему даже удалось воевать в Афганистане против талибов) пересек дорогу Ан-2. Из сборочных цехов было выброшено не только оборудование, но и недостроенные корпуса Ан-2. И снова Хрущев стал спасителем. Захватив власть в лагере после смерти Сталина, Никита Сергеевич не оставил без внимания своего любимого авиаконструктора. Киевский завод снова получил заказы на Ан-2, и к 1963 году завод собрал более 3000 машин.
“Сердце” нашего самолета
В Советском Союзе строительство всего нового велось под лозунгом «Выше, дальше, быстрее». То же можно сказать и о такой составляющей самолета, как «кукурузный» двигатель. В то время было всеобщее увлечение газотурбинными двигателями, поэтому в 50-х годах прошлого века начали разрабатывать газотурбинный двигатель для Ан-2. Но тогда из этого предприятия ничего не вышло. Только десять лет спустя был разработан ТВД-10. Это было сделано под руководством В.А.Глушенкова в Омском МКБ. Следующим вариантом был Ан-3.
произошло это в 1971 году. А двигатель ТВ2-117С был установлен под кабиной. Затем появился самолет с двумя ТВД-850, которые располагались в носовой части и через общий редуктор вращали винт. В 1979 году была создана газовая турбина ТВД-20, под которую модернизировали Ан-2.
Удобства
Поскольку самолет АН-2 изначально не проектировался как пассажирский, об особых удобствах говорить не приходится. Например, в этом биплане нет туалета, который привычен пассажирам больших авиалайнеров. Иногда в качестве унитаза использовалось ведро с сиденьем (расположено перед рамой). В самых современных и VIP моделях используются органические туалеты. Шумоизоляция ведется, борта оборудованы системой GPS. Wi-Fi не устанавливается, потому что это ненужно и дорого.
Несмотря на солидный возраст, стирать знаменитую «кукурузу» рано. Так, в 2013 году ОКБ «Антонов» объявило о начале работ над новой модификацией Ан-2, теперь уже сотой серии. Здесь будет установлен турбовинтовой двигатель украинского производства. В России был представлен новый Ан-2МС с американским двигателем Garrett и пятилопастным воздушным винтом с задним ходом. Можно сделать вывод, что легендарный биплан Антонов получит новую жизнь.
Фото самолета Антонов Ан-2/Ан-3
- Панель приборов в кабине самолета Ан-2
Кабина транспортного самолета Ан-2 ВВС России
Самолет Ан-2 на привокзальной площади Минского аэропорта
Ан-2 авиакомпании «Авиа Жайнар» выполняет химические работы для авиации Казахстана
Современные проблемы
Любая техника, даже самая удачная, со временем устаревает. Самолет Ан-2 — не исключение. Характеристики у него хорошие, но в наше время требования к силовой установке изменились. В то время, когда обычная газовая вода была дороже бензина, ее расходу уделялось мало внимания. Эта тенденция сохранялась долгое время, но рост цен на нефтепродукты заставил ее пересмотреть.
Двигатель Ан-2 карбюраторный, тысячный, очень надежный, но… Бензин — спецзапрос, авиация — дорогая. И расход его тоже немалый. В некоторых странах, особенно в Канаде и США, эксплуатация самолетов этого типа запрещена. Однако коллекционеры с удовольствием покупают Ан-2. Цена от полутора миллионов рублей и более не мешает желающим испытать истинное удовольствие от полета на «винтажном самолете».
Ан-2 идёт в серию
Первые Ан-2 были построены и отправлены на летные испытания очень быстро. И машина, попавшая в руки водителей, стала получать самые восторженные черты. Оказалось, что он не требует высокой квалификации пилота, достаточно быстр по своей конструкции, обладает маневренностью и подходит практически для любых задач.
Но теперь возникла проблема с авиазаводом. Исторически каждый завод был закреплен за определенным конструкторским бюро и строил разработанные в нем самолеты. Это логично: конструкторы знакомы с инженерами и сборщиками, недостатки устраняются быстрее, оперативно, без оформления документов. Но Новосибирский завод ВВС выпускал Ми-9. Истребители, естественно, с производства не снимались.
Хрущев снова помог. Лидер украинской партии пригласил Антонова и его офис в Киев. Не все из них были освобождены из Новосибирска, но Антонов сохранил костяк ФБР. В качестве теста Ан-2 опылял посадки сахарной свеклы, которые активно уничтожались долгоносиком.
Первые серийные машины, также «нулевой» серии, были отправлены военным и гражданским испытателям в 1950 году. С учетом отзывов испытателей были внесены изменения в конструкцию кабины и воздушного винта. В ходе испытаний инженеры и конструкторы Киевского завода усовершенствовали процесс сборки, упростив его в три раза. Фюзеляж и крылья разобрали всего за восемь дней. За оставшуюся часть 1950-х было собрано 46 автомобилей.
От создателей Ил-14
В последнее время стали появляться хорошие новости. В марте 2016 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин рассказал о планах по оснащению лыжами полярной версии регионального турбовинтового самолета Ил-114. Самолет с таким индексом выпускался малой серией в 1990-2000 годах, но речь не об этом, а о глубоко модернизированной модификации Ил-114-300, которая будет готова в ближайшие годы.
«ПМ» обратилась в ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», и там подтвердили, что еще есть планы по оснащению полярной версией Ил-114-300, но о конструкции и конструкции пока рано говорить производитель Пользуясь случаем и принимая во внимание огромный опыт старейшего отечественного авиационного конструкторского бюро в проектировании полярных исследовательских самолетов, мы попросили Ильюшина предоставить нам общую информацию о технических характеристиках такого редкого на данный момент изделия, как самолетные лыжи. Вот что нам сказали: «Есть два типа лыжных рам: лыжи и лыжи с колесами. На лыжном самолете можно только взлететь со снега и сесть на него позволяют самолету использовать полосы с твердым покрытием (как и вышеупомянутый LC-130).
Шасси лыж может быть убирающимся, а не n убирающийся, однако в случаях, когда шасси убирается, лыжи не убираются в фюзеляж, а только прижимаются к нему, так что стойки не увеличивают лобовое сопротивление. Фиксированные шасси для лыж обычно используются на небольших самолетах.
AH-2
При приземлении и трении о снег лыжа нагревается. Когда самолет припаркован, горячие лыжи тают снег внизу, и вода превращается в лед. Хуже всего ситуация в Арктике, где снежный покров имеет свою специфику: он неровный и с силой «хватается» за лыжи. Также может не хватить мощности двигателя для движения. Раньше лыжи били по льду почти клюшкой, потом начали думать о материалах, которые не были так липкими к льду. Последней разработкой является электрический подогрев лыж, который устраняет эту проблему.
очень важно, чтобы лыжа не упиралась носом в снег во время приземления. Чтобы этого не случилось, в старину нос перевязывали специальной веревкой. Теперь эту функцию выполняет центрирующий механизм лыжи по отношению к стойке (механизм нажимной пружины), предотвращающий опускание носка».
Производитель
В СССР самолеты этой версии производились на Киевском заводе ВВС. В городе Долгопрудный Московской области производились самолеты марки Ан-2М. В 1958 году Аннушки начали производить в Польше. Машины польского производства производились под контролем советских специалистов. Модель Антонова была произведена в Китае компанией Shijiazhuang Aircraft Corporation.
Эксплуатация
В СССР самолет широко использовался на местных авиалиниях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, соединяющих райцентры с районными центрами, а также сёлами), для выполнения различных народнохозяйственных работ, особенно для авиации. Также использовался в ДОСААФ для высадки парашютистов-любителей.
Ан-2 в аэропорту Сиворицы».
Простота в использовании, пригодность для работы на неподготовленных грунтовых площадках, с малой взлетной и пробегом, самолет был незаменим для работы на неосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где использовался повсеместно. Иногда Ан-2 путают с самолетом По-2, который назывался «кукурузник»; он получил свое название от сельскохозяйственного самолета U-2AP, который использовался для обработки полей, в том числе кукурузы, в Бессарабии и Украине.
На 2012 год в мире находится в эксплуатации 2271 Ан-2; В России находится 1580 самолетов Ан-2, из них 322 — в ремонте. В Украине 135 самолетов Ан-2, из них 54 летные, 290 Ан-2 эксплуатируются в Казахстане, 143 — в Узбекистане, 89 — в Туркменистане, 82 — в Беларуси, 63 — в Азербайджане и 30 — в Кыргызстане и Армении — четыре
Попытки модернизации
В 2011-2012 годах в Российской Федерации часть машин прошла частичную модернизацию. Устаревшие двигатели An были заменены на новые американские. Двигатель Honeywell был установлен на 25 самолетах. В 2012 году Минтранс принял решение модернизировать до 800 самолетов. Замена двигателя и навигационного оборудования на самолете стоит 600–850000 долларов.
Ан-2 100
В 2013 году на украинском военно-воздушном заводе «Антонов» был установлен турбовинтовой двигатель МС 14. Модернизированный украинский Ан-2100 работал на керосине. В 2017 году в Российской Федерации конструкторами был разработан еще один самолет — ТВС 2ДЦ «Байкал». Ожидается, что его серийное производство начнется в 2021 году в Улан-Удэ.
Завершение серийного производства
Спрос на самолеты Антонова начал снижаться в середине 1980-х годов. Самолет был снят с серийного производства в 1992 году. Несмотря на это, модификации Ан-2 производились поштучно в Китайской Народной Республике по заказу правительства.
Когда закончили выпуск
Несмотря на огромную популярность в СССР и во многих странах мира, спрос на биплан Антонов начал постепенно снижаться с 80-х годов прошлого века, что привело к прекращению его серийного производства в 1992 году в основном по заказу правительств азиатских стран) производились в Китае и позже.